ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Удины вели оседлый образ жизни, занимались многоотраслевым культурным земледелием, садоводством, ремеслом и отгонным скотоводством. Главенствующую роль в хозяйстве у удин занимает земледелие и садоводство. Еще в ХIХ в. Удины были известны хлебопашеством, рисоводством, шелководством, садоводством и огородничеством. Сеяли пшеницу, ячмень, рис, просо и кукурузу.
Все известные в регионе сорта зерновых культур и их возделывание были известны удинам, хотя до 1960 года у них переобладало рисоводство. К концу ХIХ в.. в одном только удинском селе Нидж с населением в 5680(1897г.) человек действовали 30 водяных мельниц и более 100 рисовые молотилки(динг). Другой ведущей отрослью земледелия вплоть до недавных пор было табаководство, свидетельством чему является присвоение в 1953 — 55гг. звания «героя социалистического труда» трем жительницам удинского села Нидж Т. Чалдаллаковой, Т. Мубили, С.Джотари за выращивание лучших сортов(«трабзун», «самсун», «вирджиния»).
САДОВОДСТВО
Наряду с зерноводством и скотоводством, традиционно особое место у удин занимает садоводство. Фруктовые сады распространены по всей территории расселения удин. Распространены также плантации грецких орехов, каштанов, тутовника и виноградников. Грецкий орех, каштаны и виноград потреблялись на месте, и лишь небольшое количество вывозилось или обменивалось на хлеб. Основной статьей вывоза и экспорта является фундук. Помимо этого, традиционна профилирующими культурами в этих местах служат такие сорта яблок и груш, как синап, гызыл- ахмеди, ранет, дюшес, бузумбуру и др., а также кизил, слива, алыча, абрикосы, айва, хурма, инжир.
ОГОРОДНИЧЕСТВО
Из бахчевых культур здесь выращивали огурцы, помидоры, лук, чеснок, перец различных сортов, баклажаны, свеклу, морковь, дыни, арбуз, тыкву, кинзу, укроп, мяту и др. Следует отметить вращаваемый в регионе особый сорт(«маци качули») белого огурца, который сбивается на месте и служит основным продуктом для соления. В огородничестве широко применялись такие орудия труда, как пенец, бели, бъедил, яба, мих, гор — гор.
ЖИВОТНОВОДСТВО
На территории компактного расселения удин, расположенной в предгорной и низкогорной полосе, развито животноводство. Отдавая первенство земледелию, удины рассматривали скотоводство как второстепенную и вспомогательную отрасль хозяйства. Основное место в нем занимают разведение крупного рогатого скота и свиноводство. Последнее в хозяйстве удин занимает видное место, в том числе как сфера бизнеса. Стада свиней, крупного и мелкого скота перегоняли на летные пастбища, расположенные на покрытых лесом горных склонах, а осенью возвращались на места постоянного жительства. Удины использовали в пищу говядину и свинину, а из молочных продуктов — масло, сыр, айран, накь, шор, чьайи, чьо.
КУХНЯ
Кухня удин разнообразно и имеет много общего с кухней азербайджанцев, лезгин и других народов Кавказа, включая мучные, молочные, мясные, овощные блюда. Традиционными удинскими блюдами является долма из листьев грецкого ореха, суп с фосолью, лыкырти, чоротари, чилов, догадж, ыянкь, хашил, яхни,сийох, хуп. Необходимо отметит харису — разваренную до кашеобразного состояния пшеницу, густо заправленную сливочным маслом и кусочками мясо и птицы. Хариса- традиционная пища земледельцев, издревле известная в Передней Азии, в том числе у сирийцев, от которых под тем же названием была заимствована удинами и их соседями. Важную роль в питании удин играли растительные продукты: фасоль, рис, грецкий орех, каштаны, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Из мяса в пищу употребляли телятину, баранину, свинину, а также домашнюю птицу, особенно индейку. Излюбленным мясным блюдом считались свинина и индюшатина в свежем виде.
На традиционных праздниках и торжествах удины в знак уважения к гостям — азербайджанцам свинину не употребляют. Хлеб выпекали из пшеничной муки в печи тарнэ. Большое место в питании занимали различные виды плова — из риса, фасоли, изюма, хурмы, каштанов, грецких орехов. Рис ели также с кислым молоком. Популярны были жаренные и вареные каштаны, которые удины продавали скупщикам из Баку и Тифлиса. Из грецких орехов изготовляли ореховое масло. Много в удинской кухне блюд их овощей, особенно из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употреблялись дикорастущая зелень, особенно крапиво и щавел, из которых готовили супы, начинки для хинкала (род пельменей), фрукты, ягоды. Важную часть питания удин составляли молочные продукты( заквашенное молоко, сливки( чьо), сметана, масло, вт.ч. топленое). На праздниках, торжествах, при приемах гостей обязательными считались мясные блюда — жареная на вертеле в тендире индюшка-«фыррама», чыхыртма из курицы- «чолпа», голубцы- долма с мясной и ореховой начинкой и др. Распространены были блюда из говядины, баранины, свинины и речной рыбы, различные виды яичниц («кюкю»). Напитки- настои из ягод, сушенных фруктов, трав и из сердцевины грецкого ореха; водка из алычи, кизила, сливы, тута, остатков винной браги «чеча». Стоит отметить большой ассортимент вин как из местных (шалаб, фигомбал, меренди, мацитул и др.) как и из привозных сортов ( мушкет, молдованка) винограда.
ОДЕЖДА
Традиционная одежда удин сходна с одеждой азербайджанцев и других народов Кавказа. У мужчин это чоха с газырями и широким вырезом на груди, под ней более короткий архалук, наглухо застегнутый, нательная рубаха со стоячим воротником («гьурат»), штаны («кьольох»). Архалук подвязывали ременным поясом с серебряными бляшками и кинжалам. На ногах — вязаные носки и обувь из сыромятной кожи (чарыхи), а также из более мягкой кожи (чусты и торокалы). Головной убор- конусообразная овчиная папаха. Материалом для для костюма служили грубые демотканные сукна — «шаль». Более зажиточные приобретали дорогие привозные сукна, бархат и шелковые ткани. Наряди с демотканными сукнами и хлопчатобумажными тканями использовались привозное бязь и ситец. Женская верхняя одежда состояла из широких длинных штанов, очень широкой юбки, поверх которой носили архалук до колен, со сборками в талии, с длинными разрезами по всей длине рукавами. Архалук подпоясывался широким серебряным поясом с крупной пряжкой, а у менее состоятельных — матерчатым поясом (куштук). На ногах — вязаные носки и чарыхи, у состоятельных удинок — каши ( кожаная обувь на каблуке без задника). Женский головной убор — дагта, сложное сооружение из нескольких элементов. Вначале на голову надевали круглую шапочку — тюбетейку катар, поверх повязывали челебенд — два матерчатых треугольника, соединенные тесьмой, концы которой завязывали под подбородком. Это и был собственно дагта, а сверх налагали белый треугольный платок ялыгат, затем — небольшой платок тепелик, концы которого завязывали под подбородком. Поверх всего была диная — большой черный платок. Замужние удинки закрывали нижнюю часть лица платком( яшмаг).
С середины ХХ века у удин традиционная одежда исчезает, вытесненная обычной современной одеждой.
ФОЛЬКЛОР И ТРАДИЦИИ
— РОЖДЕСТВО (у удин ортодоксальный конфессии 6 января, у монофизитов — григоран — 7 января);
— МАСЛЕНИЦА (неясно, отмечались ли вся масленичная неделя);
— ВЕЛИКИЙ ПОСТ (гъурух, гъирух, урух — этимологизируется как «дни»;
7 недель, заканчивается Пасхой);
— ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — в этот день все девушки и женщины шли в церковь (единственный день в году, когда в церкви встречалась молодежь обоих полов);
ПАСХА (Калаахбисай, букв. «Большой праздник», воскресенье): в первый день жертвоприношение в ограде церкви (у православных удин в том числе), крашения яиц, большой церковный праздник( ниджцы часто отмечают как календарную дату последнее воскресенье апреля по солнечному календаря); второй день — поминки на кладбище( плов, фрукты, сладости); третий день пасхи — Кала Гергец, букв. «Большая церковь», престольный праздник моностыря св. Елисея; 2 мая — праздник Майе ахсибай ( букв. «Майский праздник»);
— ВОЗНЕСЕНИЕ (Гьокъма, этимологически связано с Гьокъкъа — фокус, шутка, чудо — 40 дней после Пасхи, четверг);
— ПРИОБРОЖЕНИЕ — накануне девушки красили руки бальзаминной( специально для этой цели женихи посылали ее своим невестам), собравшись у «оджаха» св. Георгия;
— ПОМИНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ, приходится на середину сентября, воскресенье.
В силу оседлого, преимущественно земледельческого образ жизни удин многие обряды, праздники и календарь связаны с земледелием.
Удины рано вступали в брак: юноши в 16 лет, девушки в 13 лет. У удин предпочтительны браки в своей среде, действует строжайший запрет на браки даже с дальними и некровными родственниками не ближе седьмого колена. В далеком прошлом для удин была большая семья, члены которой стояли между собой в близком родстве.
Многожанровое устное народное творчество удин свидетельствует о древней духовной культуре народа. Среди жанров устного фольклора можно назвать мифологические рассказы, эпико — героические сказания, религиозные повествования, исторические переедания. Культовые представления связаны с природными стихиями (вода, огонь, молния, град, земля). Большое место в различных сказаниях, поверьях и мифических представлениях удин отводится луне, солнцу, и огню. Удинские обряды в основе своей восходят к культу изобилия, богатства и плодородия.
УДИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ: «Даже пядь своей земли — Родина», «Летом работай, зимой отдыхай», «Орех жариться в казане», «Если у тебя много друзей — ты живой, нет друзей — мертвый», » За ошибку языка расплачивается голова».
УДИНСКИЕ АНЕКДОТЫ:
Дедушка повел внука на базар. Вечером бабушка спрасила внука:
— Маленький мой, что ты видел на базаре?
Внук ответил — Я видел, как баранов раздели и повесили на железные крючки.
* * *
Одного удина звали в деревне прозвищем «хвост». Когда у него спрашивали, почему у него такое прозвище, он отвечал: » В нашей деревне многим людям дают прозвища, обозначающие названия животных и частей их тел. Мне оставался только хвост и им назвали меня».
* * *
Один удин услышал, что упавший с кизилового дерева в осла. Однажды он упал в саду с кизилового дерева. Отряхнувшись, он обратился к жене к жене: «Жена, смотри, чтоб ни кто не знал, что я упал с кизилового дерева. Боюсь превратиться в осла». На что жена сказала: «Иди работай. Не бойся, осел в осла не превращается».
* * *
Один удин надел очки. Знакомый, увидевший его в очках, спросил: «Ты стал четырехглазым. А когда станешь четырехногим?» Мужчина, не придав значения его словам, ответил так: » Я категорически не хочу дойти до твоего уровня».
Удины, как и другие народы Азербайджана, активно участвуют в социальной и культурной жизни республики. Сохранения языка, духовной и материальной культуры удин — основная задача Удинского культурного центра » Орайин» и зарегистрированной в 2003 году Албано- удинской христианской общины. Они пропагандируют историю и духовную культуру удин, готовят к изданию литературу и учебные пособия по удинскому языку, сборники удинского фольклора и рассказы и стихи удинских авторов -Георгия Кечаари, Яши Удина, Майиса Кечаари, Яши Дурмушари, Ашета Удиноглу, Багира Ширини, Яши Дразари и других.
Знаменательным моментом в духовной жизни удин было официальное открытие и освящение Русской православной церковью отреставрированной при спонсорской поддержке Королевства Норвегии удинской церкви » Чотари» в селе Нидж 19 мая 2006 года.
Многие видные удины получили образования на азербайджанском языке, а с 1960 года и на русском языке, и внесли лепту в развитие науки и культуры своей страны. Известный ученый- лингвист, востоковед, доктор филологических наук, выходец из села Нидж Ворошил Гукасян написал ценнейшие научные статьи и монографы по древне — тюркскому, удинскому и азербайджанского — русского словаря. Автором учебных пособий для начальных классов удинских школ является кандидат педагогических наук Яшка Айдынов. Здес следует отметить огромный труд автора сборника удинских сказок, рассказов, легенд и анекдотов Георгия Кечаари. Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Волгоградского государственного университета Ричард Данакари долгие годы занималься научной разработкой проблемы этнического бытия как проблемы социальной философии. Из представителей удинской интеллигенции следует отметить плеяду ученых семьи Бежановых, внесших огромный вклад в этнографию удин. Свою лепту в технический прогресс страны внес доктор технических наук Юрий Даллари. Особо следует отметить большой вклад в науку лингвиста, кандидата филологических наук Артема Киранова и молодого ученого — историка Зураба Кананчева. Образцом верности воинскому долгу может служить генерал российской армии Петр Силиков, не обративший вверенные части против царя. Для удин предметом большой гордости является их соотечественники братья Семен и Григорий Пачиковы в составе корпораций «Майкрософт».
Роберт МУБИЛИ,
председатель АЛБАНО-УДИНСКОЙ христианской общины.