X
    Категории: Статьи

Готовиться “Шарвили”

Дагестанский государственный театр оперы и балета готовится к постановке оперы «Шарвили», заслуженного деятеля искусств РФ М. Гусейнова, по восстановленному сюжету З.Ризвановым и Б. Салимовым Лезгинский народный героический эпос “Шарвили». Автор либретто- И. Багирова.

Композитор  работал над оперой более 7-ми лет. Долгое время, театр не мог осуществить постановку оперу   из-за отсутствия финансовых средств. Помочь опере взялся наш знаменитый земляк, миллиардер Сулейман Керимов.

Наряду с Первой дагестанской оперой «Хочбар» нашего великого композитора Г. А. Гасанова, опера «Шарвили» явится  крупномасштабным  произведением, где участвует весь коллектив театра: большой хор, симфонический оркестр, солисты и балетная труппа- всего- 160  артистов театра. Над постановкой оперы коллектив театра начал работать с октября прошлого года. Премьера оперы, предполагается в апреле с.г.

Рассказать об опере, мы попросили профессора ДГПУ Г. А. Абдурагимова.      

— При создании оперы, композитор М.Гусейнов, считал своей главной задачей, воскрешение старинных лезгинских и других племён Кавказской Албании, народных песен и танцевальных ритмов, игр и обрядов древнего молодёжного праздника «Вацракар» (Лунные дни), свадебного обряда. Всё это происходит на фоне борьбы алпанских народов против иноземных завоевателей. 

В этой работе автор опирается на труды древнегреческих историков. «В истории народов Закавказья  I век до н.э. ознаменован первыми столкновениями  с римлянами, что явилось началом многовековой  борьбы  народов Кавказской Албании,  иберов за свою независимость».

Плутарх сохранил нам первые в истории народов Закавказья упоминания о  совместных военных действиях албанов,  иберов против общего врага, о сплоченности этих народов, политически друг от друга независимых.  Перечень вооружения албанов имеется у Страбона: «Ко времени римского вторжения албаны стали  копьеносцами и стрелками, имеющими панцири и щиты, шлемы сходные с иберскими. Царь Оройс, со своей прекрасно вооруженной конницей  находился в арьергарде, выставив впереди передовые отряды, собранные из местных жителей, преимущественно горцев,  явившихся в своих кожаных одеждах»

Повторюсь. Главное место в опере занимают старинные  лезгинские мелодии, танцы и  обряды.

    «АЛАМ»