X
    Категории: Статьи

Магия в свадебной обрядности лезгин

Во время свадебных мероприятий лезгин наблюдается множество пережитков ранних форм религиозных верований, особенно магии. Несмотря на то, что, по мнению исследователей, «на современном этапе почти весь цикл обычаев и обрядов, сопровождающих свадьбу у лезгин, сохраняется в традиционном варианте», однако, «многие обряды и обычаи свадебного цикла, которым в прошлом придавалось магическое значение, в наши дни чаще всего являются символами, придающими свадьбе эмоциональность и национальный колорит». В наши дни свадебные обряды лезгин имеют демонстративный, зрелищный, символический характер. Свадебный обряд у лезгин сохраняет в себе в большом количестве архаические поверья, содержит немало суеверно-бытовых пережитков, во время его проведения исполняются множество магико-предохранительных приемов. Практика изучения магических обрядов на свадьбах лезгин исследователями показывает, что они в ответ на определенные практические потребности призваны воздействовать на природу, общество, заменяя реальные средства мнимыми, иллюзорными. Их назначение, как правило, сводится к двум целям: во-первых, уберечь молодых от «порчи», возможного вреда со стороны недоброжелателей, и, во-вторых, обеспечить им достаток, здоровье и способность продолжения рода, складывание нормальных отношений с новой родней и т. д.

Магические обряды совершаются лезгинами и перед свадьбой, и во время свадьбы, и после свадьбы. Перед свадьбой соблюдаются следующие «правила»:

— Чтобы заворожить понравившегося парня, надо раздобыть три волосинки с его головы и, завернув в тряпицу, носить на груди;

 — При выборе невесты учитывали, кроме качеств самой девушки (внешняя красота, трудолюбие, знатность и т. д.), многодетность ее матери, считая, что эта способность может передаваться по наследству;

 — Сватами старались посылать людей, имевших большое потомство, но, ни в коем случае не допускалось, чтобы сватами были люди с «дурным глазом»;

 — Если сватовство состоялось, т. е. родители девушки согласны, на стол (скатерть) приносят сладкий чай. Чтобы будущие муж и жена, а также будущие родственники между собой были в «сладких» отношениях — ладили, жили без огорчений, не испытывали горечь;

 — После сватовства дом невесты посещали родственницы жениха и приносили сладости — пожелание совместной сладкой жизни;

 — Предпринимались защитные меры против возможных попыток помешать свадьбе и вредить жениху и невесте с помощью вредоносной магии. К примеру, после сватовства, невеста не должна была без особой нужды выходить из дома: боялись сглаза, колдовства, злых духов и демонов.

Во время свадьбы соблюдаются следующие «правила»:

 — Невесту, когда ее приводят в дом жениха, надо обязательно обсыпать зерном, рисом, мелкими монетами, конфетами, чтобы она была плодородная, родила много детей, пустила корни;

 — Во время свадьбы опекунами молодых (жениха и невесты) должны быть семейные и обязательно многодетные, счастливые в браке мужчина и женщина, чтобы их хорошие качества передавались молодым;

 — По дороге в дом жениха внимательно смотрели, нет ли на пути движения осколков разбитого кувшина, или древесных угольков, золы и т. д. Их обходили. В противном случае считалось, что мечты невесты могут разбиться, жизнь станет черной как угольки и т.д.;

 — После того, как невеста входит в дом жениха и садится на специально для нее приготовленное место, на колени ее обязательно надо сажать мальчика, чтобы она родила ребенка мужского пола, так необходимого для ведения хозяйства и для защиты родной земли;

 — В день свадьбы люди не должны видеть лицо невесты, оно должно быть покрытым обязательно красным шелковым головным убором (буьшме), чтобы она не попала в сети вредоносной магии (чила);

 — Придя в дом мужа, невеста обязана обмакнуть правую руку в мед, а левую — в посудину с мукой. Тогда ее язык будет ласковым, а дом — с достатком;

 — Перед входом в комнату, специально приготовленной заранее для невесты, надо обмакнуть руку невесты в мед и оставить отпечаток этой руки над крыльцом двери, тогда она будет слаще и вечно любима в этом доме;

 — Основные цвета свадебных нарядов для лезгин являются красный (связанной с Первотворцом и верховным богом Рагъ — Солнце, и поэтому священный цвет у лезгин) и белый (символ Белого мира — Экуь дэне в лезгинской мифологии, противопоставляемый подземному Темному миру — МичIи дэне). Магическое значение придается белому и красному цвету: белый цвет означает чистоту, радость, красный цвет — связь с предками;

 — Свадебное платье для невесты должна была шить и надевать на неё, перед приходом в дом жениха, многодетная молодая женщина с безупречной репутацией. Бездетных и близко не подпускали. Это было связано с возможностью передачи молодым как положительных, так и отрицательных качеств контактирующихся с ними людей;

 — Во время заключения брака по мусульманскому обряду считалось, что жених и невеста находятся в наиболее уязвимом состоянии, и недоброжелатель, к примеру, взобравшись на крышу дома, может услышать произносимые внутри фразы. Если этот недруг вслед за священником, женихом и невестой начнет отрицать все (повторять наоборот, и при том, завязывая узел на нитке, запирая замок, закрывая нож и т. д.), не только брак не продержится долго, но и молодожены будут лишены вступать в близость. Для того, чтобы не допустить этого использовали языческие методы защиты этого договора: дом, где совершается бракосочетание, охраняли родственники жениха; участникам бракосочетания запрещалось до окончания процесса делать какие — либо движения; один из присутствующих в процессе бракосочетания разрезал ножницами бумагу, шерсть и т. д. для того, чтобы разрушить тем самым возможный вред черной магии. Затем разрезанные вещи сжигали вместе с солью, и этим дымом окуривали молодых;

 — Во время исполнения религиозного обряда бракосочетания положено было открыть все замки в доме. В этот момент нельзя было завязывать узлы, держать кулак зажатым, сцеплять пальцы обеих рук. Существовал определенный порядок бракосочетания, во время совершения которого посередине комнаты ставили маленький кувшин с водой. Представители жениха и невесты должны были сидеть, вытянув ноги вперед, при том приложить большие пальцы рук к горловине кувшина. При этом палец представителя жениха должен был располагаться выше, что означало главенство мужа в семье;

 — В четвертый день свадьбы, перед тем, как невеста наденет свадебный наряд, она должна проститься с родным очагом (буквально с печкой) и поцеловать ее. Это означает, что она порывает связь с духами родительского дома и переходить под защиту духов — покровителей дома жениха. Сначала невеста целовала очаг, после этого родственники поочередно давали свой «рухсат» — разрешение на надевание свадебного наряда и оставление родительского дома;

 — Невесту в дом жениха сопровождала девушка с зажженной лампой, очищая дорогу от злых сил. Если вдруг зажженная лампа по дороге гасла, все неприятности дальнейшей жизни этой семьи объясняли этим фактом, т.е. колдовством кого-то из недоброжелателей. Зажженная лампа содержала огонь отцовского очага, который должен был на первых порах служить ей защитой в доме мужа;

 — Сильным оберегом для невесты считалось зеркало в руках родственниц жениха, а также входившее как один из обязательных предметов в приданое невесты. Оно было призвано отражать от невесты злых духов или колдовство, а наличие различных украшений усиливало функции зеркала, как оберега;

 — Нельзя ходить по чужим следам, иначе пристанут его болезни. Учитывая это, когда невесту везли в дом жениха, старались не идти вслед другой процессии (если в селе в тот день две свадьбы). Также, нельзя возвращаться с невестой в дом жениха той же дорогой, по которой пошли за ней. Считалось, что если не соблюдать это правило, то невеста вернется по той же дороге: (как пошла, так и пришла), т.е. муж и жена разведутся;

— У невестки — лезгинки в сундук, где содержится свадебная пища, обязательно клали вареных кур и крашеные в красный цвет яйца, как элемент магии продуцирования;

 — У дома жениха навстречу к невесте выходили молодые (девушки и мальчики) с зажженными факелами;

 — Невесту, когда ее приводят в дом жениха, надо обязательно обсыпать зерном, рисом, мелкими монетами, конфетами, чтобы она была плодородная, родила много детей, пустила корни;

 — Перед входом в комнату, специально приготовленной для невесты заранее, надо обмакнуть руку невесты в мед и оставить отпечаток этой руки над крыльцом двери, тогда она будет слаще и вечно любима в этом доме. Но самое главное, домашние духи будут к ней хорошо расположены;

 — Во время свадьбы опекунами молодых (жениха и невесты) должны быть семейные и обязательно многодетные, счастливые в браке мужчина и женщина, чтобы их хорошие качества передавались молодым;

 — В меню свадебного стола обязательно должно быть «бирганд» (целиком сваренный или обжаренный баран), чтобы в доме и семье был достаток;

 — После того, как невеста входит в дом жениха и садится на специально приготовленное место, на колени ее обязательно надо сажать мальчика, чтобы она родила ребенка мужского пола, так необходимого для ведения хозяйства и для защиты родной земли;

 — Весенние свадьбы имели определенное сакраментальное значение: весна — начало лета, весной пробуждается вся природа и рождается новое. Яркое солнце во время свадьбы считают хорошим предзнаменованием: оно предвещает благополучие в семейной жизни молодоженов. Дождь весной — хорошая примета: возрождение природы и признак будущего урожая. С этим явлением связано следующее народное поверье: если в день свадьбы пройдет дождь, то невеста будет счастливой. Этим, видимо, мотивировано и такое обрядовое действие, как поливание следов невесты чистой водой в момент ее выхода из отчего дома;

 — Для охраны жениха и невесты от злых сил, а также от магических действий недоброжелателей (бросание тухлых яиц вслед свадебной процессии, гашение лампы невесты и т. д.) предпринимались меры. Еще до начала свадьбы для жениха и невесты «нанимали» телохранителей. Телохранители жениха называются «пкавул» (пукавул, пикIевул), а у невесты енге (енге вахар, наибар). Они охраняли жениха и невесту от вредоносной магии, злых умыслов конкретных врагов;

 — Если в день свадьбы в селе умер кто-то, считалось, что он (мертвец) или его дух может навредить жениху или невесте. Для того, что бы умерший или его разгневанный дух, не наносил вреда молодоженам (бесплодие, болезни и т. д. из-за того, что в день его смерти проводится свадьба), предпринимались меры. Одна из них состояла из следующего действия: отмеряли по росту жениха или невесты (в зависимости кто умер: мужчина или женщина) шерстяные нитки семи разных цветов и клали в могилу (закапывали в землю). Таким образом действовали на дух (душу) умершего, чтобы он, не задерживаясь (если дух задержится на земле, может вредить), отправился в небеса — в светильник душ, расположенный у апартаментов верховного бога Рагъ. Шерстяные нитки семи цветов, вероятно, символизировал Радугу — дорогу между Небом и Землей;

 — В доме невесты, когда женщины из процессии жениха исполняли песни, одна из пришедших женщин совершала следующий обряд: она разламывала над головой невесты хлеб на маленькие кусочки, которые тут же смазывала медом и маслом, и раздавала присутствующим в доме невесты. Это обрядовое действие связано с древними магическими пожеланиями новобрачным — сладкой и полной довольства жизни (хлеб, масло, мед). В народе считалось, что человек, съевший кусок невестиного хлеба, обретает счастье. После этого невесту покрывали красным платком (красный и белый цвет — символ невинности девушки, а также счастья и благополучия);

 — Невесту, прибывшую в дом жениха отводили в кухню (цIун кIвал), и она поклонялась домашнему очагу мужа. С этого момента она переходила под опеку духов дома жениха.

 После свадьбы соблюдались следующие «правила»:

 — После свадьбы необходимо дно кастрюли обмазать жиром;

 — Существовали различные способы охраны молодоженов и в первое время после свадьбы, так как  молодая супружеская пара все еще оставалась наиболее уязвимым объектом для враждебно настроенных лиц. Поэтому в комнате, где жили молодые, хранились различные талисманы; в одном из помещений находился наполненный водой сосуд с куриным сырым яйцом или скорлупой яиц; хранили в доме простой речной камень. Иногда молодые, выходя на улицу, брали с собой такой камень.

 В процессе длительного исторического развития свадебного ритуала древнейшие магические представления и связанные с ними обрядовые действия подвергались трансформации и переосмыслению, усиливалась их эстетическая направленность, на первое место выдвигалась игровая сторона многих из них, что придавало свадьбе в наши дни характер красочно оформленного спектакля.

Фейруз Бадалов,
кандидат исторических наук, этнолог