“Пусть в каждом доме на лезгинской земле будет светить солнце любви» («Лезги чилел муьгьуьбатдин рагъ авачир кIвал тахьурай»), — это строка газели лезгинской поэтессы Бажиханум Исаевой. Иногда, чтобы понять истинного поэта, не надобно изучать книги — достаточно всего лишь одной строки.
Всего одна строка, а какая глубина, какая философия мысли! Этой глубиной пронизаны все газели Бажиханум Исаевой, которая, продолжая традиции преемственности, обращается к ним.
Газели Б. Исаевой разнообразны по тематике, но их объединяет любовь поэтессы к родной земле, лезгинскому народу, любовь к Человеку. Средоточием ее творчества является непосредственная жизнь человека во всех её проявлениях.
В своих лирических стихах Бажиханум Исаева воспевает любовь, ее облагораживающую силу: («Ашкъ къуват я, чIехи гьайбат, кIвачерин звер, чандин такьат,/ ЦIверекIрикай ялав хьана, кIанибурал рекIв аватда.»/Любовь — могучая движущаяся сила, душевное состояние,/Пламя, рожденное из искры любви, снизойдет благодатью на влюбленных), радость встречи («Муштулух хьуй квез я эллер, зи Перизат яр хквезва»/Благая весть вам, люди, моя любимая Перизат приезжает) и печаль разлуки («Валлагь, рушар, кIанид такур юкъуз пелез гьекь акъатда,/РикIин къеняй агь акьур къванцяйни тIвек акъатда»/Ей богу, девушки, день без любимого труден, крик моей души расколет даже камень).
Газели Бажиханум Исаевой — своеобразный монолог о судьбе женщины. Кто, как не она, лучше знает о женщине, о ее внутреннем мире, о ее месте в этом бренном мире? Она пишет, что она не просто женщина, а поэт, мать, надежный друг, борец любви:
Шаир, диде, кайвани, гьам ихтибарлу уьмуьрд юлдаш,
Муьгьубатдин рекье даим женг чIугваз вай са сердер я вун.
/Поэт, мать, жена, надежный друг, /неутомимый борец за чувства любви…/
Материнство — высшее проявление женственности. Именно женщине природа поручила миссию продолжение человеческого рода. В газели поэтессы счастлива женщина, ставшая матерью:
Диде хьана закайни къе гъил кьепIинал, тангаралла,
Цуьк ахъайна зи хилери, вилер кузвай рангаралла.
/Я сегодня стала матерью, качаю люльку, пеленаю, Зацвели мои ветки…/
Мать ничего не пожалела ради своих детей («Галатнач гьич гьабур патал рекьер къатиз, женгер чIугваз»), теперь довольна их жизнью (Зи хайибур чпин муквал шад нуькIвер хьиз гатфаралла», «…Бажиханум, /Архайин хьухь, ви мурадар элдин кьула, бахтаралла»/Мною рожденные в своих гнездах рады как птички весной,/Будь спокойна, твои мечты среди народа счастливы ). «Счастье матери — в счастье детей», — уверена Бажиханум Исаева.
Образ матери в ее газелях не всегда счастливый. В них также встречается образ матери, не дождавшейся своего «блудного сына», как в следующей газели:
Таран кукIва мугна къушра шарагдиз кIвал хьурай лугьуз,
Инай-анай тIуьн жагъуриз, кIалханда тваз, кIуфай-кIуфуз.
/На макушке дерева птичка свила гнездо, чтобы был дом для детей,
Отовсюду корм ища, в клюве таскала пищу, кормила/
Туна туькдин къене хъуьтуьл, вич ксана кьуру хилел,
Марфадини гатана кьам, ракъини цIай гана кукуз.
/Уложив на мягких перьях, сама спала на голой ветке,
Солнце палило макушку, дождь хлестал по затылку/
Гар атайла, циф гьатайла луварикай хкуд тийиз,
Чарадаз гъил ахъай тийиз, мерддиз хвена бала ялгъуз.
/В непогоду, в ураган берегла под крылышком,
На чужое не зарилась, одна достойно растила дитя честным трудом/
Къар алатиз и цемелдал чIичI атана мехмердал хьиз.
Къвалал лувар ахъа хьана, чIал акъатна, гафар къачуз.
/День за днем оперился малыш, стали шелковы перья, Защебетал, запел, раскрылись крылья/
Вахтар шаддиз алатиз физ, яшар тамам жегьил хьана,
Са юкъуз муг ичIиз туна, хкаж хьана вили цавуз.
/Повзрослел: время в радости быстро прошло, Однажды взмыл в синее небо, опустело гнездо/
Дидеди гьа хвена рекьер бала кьулухъ хкведа лугьуз,
Адан гъилин ризкьидик вил галамаз ам фена суруз.
/Мать долго, смотря на дорогу, сыночка своего ждала,
Стакана воды не дождавшись, в мир иной ушла./
Эта газель, как мне кажется, одна из самых трогательных газелей о беззаветной материнской любви, и одновременно одна из самых трагичных. Газель интересна с точки зрения формы, содержания, а также использования в ней приема развернутой метафоры, усиливающей мотив трагичности.
Строки лирических стихов открывают читателю внутренний мир автора — чистый, высоко нравственный.
АтанватIа и дуьньядиз жув мугьмандай кьамир вуна,
Уьмуьрдин гьахъ рехъ кьуна вач, кьил къалара твамир вуна.
(Придя в этот мир, не веди себя как гость, а иди ее праведной дорогой с миром).
Восхищает Бажиханум лезгинки, их красота («Зуьгьредин нур гузвай чилин гъетер я куьн»/Вы земные звезды со светом утренней зари), нравственность («Кьегьалвилив тIвар хуьзавай «чам» гадайрин, жевгьер я куьн»), чистота души и помыслов («Уьмуьрдихъ дад жедачир дуьньяда куьн авачиртIа»/жизнь без вас была бы пресной, безвкусной); она говорит о том, что, если случится с девушкой «беда», то горести сердца поэта не будет предела («…куьтягь тежер гъамар я куьн, дердер я куьн»/вы незабываемая боль души). Поэтесса сама была в молодости, как эти девушки, кокетлива и счастлива, и поэтому теперь в своих газелях воспевает лезгинок:
Са вахтара зунни куьн хьиз наздив къекъвез бахтавар тир,
Бажиханум къелемдин якъут, инжи, гевгьер я куьн.
/Некогда и я, как вы, была кокетлива, счастлива,
Вы драгоценные каменья — перлы — под пером Бажиханум/
Уьмуьрдихъ дад жедачир дуьньяда куьн авачиртIа
/Жизнь без вас была бы пресной, не имела бы вкуса/
Ракъини хьиз нур чукIура, жув вуж ятIа аквадайвал
Элдин намус хуьх датIана, гъейратдин пер хамир вуна.
(Свети как солнце, чтобы видели, кто ты/
Будь неутомимым защитником совести народа…)
Особое место среди газелей Бажиханум Исаевой занимают газели о малой родине.
Ее вдохновляет родное село, простые люди — настоящие труженики, их судьбы. Она горда тем, что родилась именно в Эджехуре.
Хабар кьуртIа набеледри, лагь, ЭчIехуьр уьлкведай я,
И чилерал бахтавардиз къекъвезвай са Къемер я
/если спросят несведущие, скажи, из страны Эджехур я,
Одна из тех, кто счастлив, что ходит по этой земле/
Эджехур — родина поэтессы — удивительный край, подаривший лезгинскому народу Асефа Мехмана, Лезги Нямета и др. Это место — неиссякаемый источник для творчества. О любви к родному селу Бажиханум Исаева пишет трогательные лирические строки:
Къе хвешерив ацIанва рикI Ватан лугьур яр ахкуна,
Звал къачузва хиялри зи, дагъдин мили гар акьуна, —
/Сегодня радостью переполнено сердце при виде любимой, по имени Родина,/
Мои мысли волнуются от нежного прикосновения ветерка с гор/,-
Зарийрик ашкъ, илгьам кутур, къагьри манри къуват къачур,
Дидед чIалал кхьенвай зи лезги хуьруьн тIвар акуна.
/Вдохновившее поэтов, давшее силу богатырям, Увидела название села на родном языке./
Ватандивай яргъа авай хайибурук кана зи рикI,
Зи бубадин гъеник галай вар акуна.
/Сердце заныло от мысли о тех, кто на чужбине, Увидев ворота отцовского дома/
АкI хьана заз аял чIавар гъафил кьулухъ элкъвейди хьиз…
/Мне показалось, что время детства вернулось …./
Бажиханум илгьамдикай чарчар хьана, сел хьана ви,
Хайи чилин берекатар, куьтягь тежер бар акуна.
/Бажиханум твое вдохновение превратилось в сель ..родник,
/Увидев богатство родины неиссякаемое/
С родным селом, с крыльцом отцовского дома связаны ее воспоминания о золотой поре, детстве, мысли о том, что только родина дает человеку жизненную силу, вдохновляет его к творчеству. В то же время она сочувствует тем, кто лишен радости общения с родиной, находясь на чужбине. Прожив некогда вдали от родного дома, поэтесса поняла, что нет священнее места отчего дома, родины:
Гъариблухда къар акъудиз уьмуьр яд хьиз фейибурухъ,
Гъамлу чIавуз сабур гудай Ватан хьтин пIир хьайид туш.
/Те, у кого на чужбине жизнь протекала как вода,
В горе не найдут святого места для утешения, как родные края/
Героиня Б. Исаевой, вернувшись на родину, увидела свою малую родину еще краше. Она очарована родной землей, ее красотой и несметными богатствами.
Родная земля, родная природа нашли отражение во многих газелях Бажиханум Исаевой. Ее любимое время года — весна («Пак накьварал цуьк акъуддай зи рикI алай гатфар гваз ша»/С моей любимой весной, рождающей на земле цветы, приходи), потому что ее сердцу мило, когда оттаивает после зимнего сна родная природа:
Вуч иер я тIебиат къе, къужахда гад, гатфар аваз,
Гуьрчегвили ник чIагуриз, кукIупI хьтин тавар аваз.
/Как красива природа в объятьях весны и лета, Когда поля разукрашены…/
Живедик тан кьуранавай чIурарални хтанва чан,
Къацу махпур, яру хара, ирид зардин рангар ава.
/Спавшие под снегом, ожили луга, Зеленый бархат, красный шелк, разноцветье кругом/
ЧIижерини цуькведилай цуькведал физ, ара тагуз
ФтIинзава ширин меже, аку гьихьтин гьунар ава.
/И пчелы, от цветочка к цветку перелетая, непрестанно
Собирают нектар, смотри, трудятся, как неустанно./
Бажиханум, вунани гъил хуьз тахьурай, ацIура чар,
Шииратдин гурара вахъ хкаж тахьай кIарар ама.
/Бажиханум, ты тоже не спустя рукава, заполняй листы,
У тебя остались еще не преодоленные ступени лестницы поэзии/
Образ соловья на лоне весенней природы встречается в газелях Бажиханум Исаевой неоднократно. Героиня газели и соловей — соучастники творчества, сотворцы. Каждый из них поет свою песнь:
Сад за лугьун, сад вуна лагь, чи авазрал ван алаз хьуй….
/Давай споем: я свою, а ты свою, пусть будут созвучны наши песни/
Песни соловья и поэта созвучны всегда, ибо оба поют о любви. Соловей своей песней вещает о любви к цветам, весне, а поэт-Бажиханум своими газелями — о любви к родной земле, народу. И помогает поэтессе выразить эту любовь поэзия, которая невозможна без созвучий родного языка. Прислушаемся к ее голосу-обращению:
Зи шаир дуст, жемир вун суст, гъил къелемдал алаз хьурай,
Гьар са цIарцIе, гьар шиирда лезги чIалан аваз хьурай.
/Мой друг поэт, проснись, пусть в руке будет перо
И в каждом стихе, в каждой строке зазвучит мелодия родного языка./
Действительно, лезгинский язык певуч и нежен, словно создан Всевышним исключительно для Поэзии, и в своих газелях Бажиханум пишет: «Иллагьи, ваз шукур хьурай, чIал туькIуьрдай илгьам гана…/Спасибо, господи, за дар письма, вдохновение». Она уверена в том, что пока поэт с народом — поэт не одинок, а потому так трогательно ее пожелание в газели своему народу, чтобы в каждом доме на лезгинской земле светило солнце любви». Любовь — начало всех начал, она основа всего, и в этом заключается правда жизни, — этой мыслью пронизаны лирические стихи Бажиханум Исаевой — женщины, влюбленной в газели.
Гюзеля Гасанова,
филолог, г. Сантк-Петербург.