Изначальной родиной касситов-каспиев, по мнению исследователей, были горные местности западного Ирана, а также юго-восток Закавказья. Из переднеазиатских письменных источников известно, что еще во II тыс. до н.э. Иранское нагорье было заселено народами, принадлежав- шими к иным этническим и языковым группам, появление иранских племен в Иране относится лишь к концу II-началу I тыс. до н.э.[6] На историческую арену касситские племена вступают еще в начале II тыс. до и. э., когда они из горных областей Загроса лавиной хлынули на Вавилонию, завладев этой страной более чем на пятьсот лет. В аккадских источниках, начиная со II тыс. до н.э. на территории северо-западного Ирана упоминается племя «кашу»[7]. В античных источниках более позднего времени встречаются другие формы этого этнонима-коссеи, кассии, касситы, каспии и т.д. Конкретных указаний о Восточном Закавказье в письменных источниках того периода нет. Но, о широком распространении и значительной известности касситского этноса говорит тот факт, что античные авторы их именем связывали Каспийское море, а также Кавказ-Каспий»[7.1].
Исследователи едины во мнении, что основу этнонима «каспи» составляет компонент «кас», т.е. «каспи» является множественным числом этнонима «кас»[8]. Авторы полагает, что эламитяне добавили суффикс «пи» к этнониму «кас» «потому, что в их языке суффикс «пи» означал множественное число. Однако, это окончание заметно и в некоторых древних кавказоязычных этнонимах. Г.Х.Ибрагимов указывает, что в этнонимах «йихъбы» (цахуры), «агъахъбы» (рутульцы) «бы» является аффиксом множественного числа[9]. Г.А.Гейбуллаев перечисляет этнонимов силвы (силбы), hалби, йихьбы, маннейское племя суби, и добавляет, что на крызском языке «би» суффикс множественности. Поэтому, возможно, передатчиком этнонима каспи были кавказоязычные племена»[10].
В «Истории» Геродота (V в. до н.э.) из числа племен Восточного Закавказья названы только каспии. Он называет каспиев в составе войска Ксеркса (царь государства Ахеменидов с 480 г. до н.э.). У Страбона отмечено, что «в стране албанов имеется и (страна) Каспиана, названная, как и море, по имени народа каспиев, ныне исчезнувших»[11]. Птолемей (80-160 гг. н.э.) сообщает, что каспии занимают западную часть Атропатены. Дионисий Периегет (II в. н.э.) пишет: «я расскажу все о том, какие племена живут вокруг него (Каспийского моря-Ф.Б.), начавши с северо-западной стороны. Первые-скифы, …потом унны (предки табасаранцев-Ф.Б.), затем каспии…»[12].
Наиболее ранние сведения собственно о каспиях относятся к VI-V в. до н.э. О них говорят как древневосточные[13], так и античные источники [14]. Каспии были одним из наиболее древних и широко раскинувшихся этнических образований[15]. Известно, что после завоевания Камбизом-царем Персии Египта (525 г. до н.э.), там появились достаточно большие поселения военных колонистов, в числе их и каспиев. По этим документам, каспии трудились в Мемфисе в качестве кораблестроителей[16].
Геродот упоминает более 70-и племен и народностей входивших в состав империи Ахеменидов, границы которой доходили до Кавказского хребта. Согласно Геродоту, каспии вместе с павсиками, пантиматами и дарейтами, входили в XI сатрапию (округ) Ахеменидской империи. По его описанию в походе персидского царя Ксеркса на Грецию «каспии были одеты в козьи шкуры и вооружены местными луками из камыша и персидскими мечами[17]. На территории будущей Кавказской Албании он упоминает только каспиев. Об албанах у него сведений нет. Это может означать, что в VI-V вв. до н.э. консолидация племен под обобщенным названием «албан» еще не была завершена, а племена, позже входившие в состав Кавказской Албании и еще некоторые племена, расположенные южнее, возможно, входили в состав каспиев, были их частью[17.1].
Согласно грузинским источникам, каспии жили не только по побережью Каспийского моря. Подтверждением является город Каспий, зафиксированный на территории восточной Грузии у Леонтия Мровели. Город был расположен на левом берегу р. Куры; засвидетельствован археологическими материалами с V в. до н.э. По мнению З.И.Ямпольского, название этого города также связано с этнонимом каспиев, одного из древнеалбанских племен[17.2].
Интересно отметить такой факт: в источниках рассказывается о поднесении албанским царем Александру Македонскому (IV в. до н.э.) собак, способных победить слона и льва[17.3]. А.А.Акопян отмечает, что рассказ Плиния о собаках является искаженным вариантом истории о собаках индийского царя Софита, известной из многочисленных описаний похода Александра Македонского[17.4]. Высказаны и другие мнения: собаки были подарены Александру Македонскому правителем каспиев (Каспианы). Флакк Валерий пишет, что у каспиев стаи псов участвуют в битвах своих господ и поэтому им воздается равная почесть по смерти, их хоронят в курганах[17.5]. К.В.Тревер, И.Г.Алиев считают, что последнее обстоятельство засвидетельствовано, в частности, в Албании и археологически[17.6].
Каспии обитали и в относительно позднее время на территории Кавказской Албании: их местообитание в источниках называется «Каспиана» [18], «Каспийская земля» [19], «Земля кас- пов» [20], «Каспий» [21] и т.д.
Страбон (I в. до н.э.) идентифицирует каспиев и албан, считая, что первые растворились в составе вторых: «к области албанцев принадлежит и область Каспиана, названная по исчезнувшему теперь племени, именем которого названо и море». У Страбона есть и такое утверждение: «Местные жители называют Кавказ Каспием, может быть от имени (племени) каспиев» [22]. Еще в первой половине ХIХ века А.Бакиханов повторял, что не только название моря, но и термин «Кавказ» связан с этнонимом каспиев: «название же Кавказ или Кафкас произошло, вероятно, от соединения названия народа каспиев и горы Каф»[23]. Страбон пишет, что от этой горы до реки Куры около 1800 стадий[24]. Г.А.Гейбуллаев поясняет: если иметь в виду, что стадия ровна 177 м. или 192 м. то получится, что от устья реки Куры до Каспийских ворот примерно 350 км., что приблизительно равно расстоянию от современных Сальян (устье реки Куры-Г.Г.) до Дербента. Исследователь добавляет, что «каспии жили и в зоне Дербента и поэтому этот проход назывался Каспийским»[25].
В источниках упоминаются несколько «Каспийских ворот»: севернее Мидии[26], на Дербентском проходе (в 68 г. до н.э. римский импера- тор Нерон вел подготовку для захвата «Ворот каспиев»-Дербентского прохода)[27] и т.д. Эти два «Каспийские врата», по мнению исследователей, «определяют первоначальные пределы Каспианы» [28].
Плиний Старший (I в. н.э.) перечисляет реки, протекающие через Албанию и впадающие в море: «Реки, протекающие через Албанию и впадающие в море, суть следующая: Каспий, Албан, Камбис, которые вытекают из Кавказских гор, и далее Кир, который берет начало в Кораксийских горах[29]. Исследователи отождествляет «р. Самур с Кас или Кайсием» [30]. Надо добавить, что, согласно источникам (Истахри, Ибн Хаукаль, Баладзури, Идриси), первое упоминание названия «Самур» восходит к IХ в. [30.1]. Б.Б.Талибов считает гидроним «Самур» поздним по происхождению, привнесенным племенами «неиберийско-кавказского» происхождения[30. 2]. По К.Ш.Микаилову, этот гидроним состоит из двух слов «Сам» и «ур» [30.3]. О.М.Давудов связывает основу гидронима «Сам» с названием раннесредневекового этнополитического объединения Южного Дагестана, фиксированный в хронике «Ахтынаме», где правителем был «Самсам». Авторы отмечает, что до появления названия «Самур» у этой реки было другое название: оно было «Кас» или «Кайсий», связанное с племенем касов или каспиев[30.4].
Интересно отметить, что и в VI веке каспии сохраняли политический вес, играли ведущую роль на территории Кавказской Албании. Следующие термины, употребляемые Стефаном Византийским, греческим автором VI века, это подтверждают: «Каспийское море», «каспии», «Каспийская гора», «каспийские мужи», «Каспийская страна» и т. д.» [31].
Помпений Мела (I в. н.э.) сообщает, что «у Каспийского залива живут каспии и амазонки» [32]. Интересно отметить, что упоминаемые у Страбона рядом с амазонками племя «гаргарейцев» поздними авторами идентифицируется с каспиями. Орозий (380-420 гг. н.э.) пишет, что «сам Кавказ между колхами и албанами, где он имеет и ворота, называется горой Кавказом. Ближайшая местность известна под общим названием Албания, а дальше у моря и горы Каспий- ской-страна амазонок» [33].
Таким образом, на территории Кавказской Албании каспии обитали, начиная от рек Куры и Аракса до Каспийского (Дербентского) прохода. Согласно античным источникам, Каспии жили и южнее реки Кура, и севернее её. К.В. Тревер считает, что «Страбон, говоря о Каспиане, имел ввиду не только территорию к югу от низовьев Куры, но и левобережье ее (Апшеронский полуостров и прилегающие области-К.В.Тревер), где население в первые века нашей эры продолжало носить наименование каспиев[34]. Согласно авторам «Истории Дагестана», каспийцы относились к племенам Дагестана[35]. А.Р.Шихсаидов пишет: «каспиями была занята территория в устье реки Кас или Кайсий, сопоставляемой с Самуром… Под этим этнонимом (каспии), видимо, скрывался довольно значительный конгломерат близкородственных племен, оставивших память о себе в различных топонимах и гидронимах, встречаемых на обширной территории Восточного Кавказа. Одним из них было название реки Кас-Кайсий»[36]. По мнению И.М.Дьяконова, И.Г.Алиева, возможно, в раннеантичный период кадусии (общее наименование нескольких родственных племен, в том числе гелов и легов[37], а также гелы и леги скрывались под наименованием «каспиев», являвшимся общим обозначением племен юго-западного Прикаспия [38], Г.А.Гейбуллаев и др. исследователи утверждают, что «где-то на рубеже нашей эры или еще раньше, в связи с каким-то неизвестным нам событием (возможно, завоеванием Ирана Александром Македонским), произошло переселение части племен южного Каспия на северо-запад, в Албанию»[39]. Эти высказывания пока- зывают, во-первых, размеры территории каспиев, во-вторых, их многочисленность.
Таким образом, известно, что каспии на территории Албании обитали на двух территориях: в Мильско-Муганской степи, где в IV в. возник город Пайтакаран (Фавстос Бузанд пишет об этом городе как о «земле каспов») [40] и на северо-востоке Албании (Моисей Каланкатуации, рассказывая о Месропе Маштоце, пишет, что он «возоб- новил и укрепил веру христианскую, распространив проповедование Евангелия» не только в областях Ути, Лпинке, но и «в Каспии, до ворот Чора»)[41]. Автор называет три страны входящие в состав Кавказской Албании: Ути, Лпинк, Каспий (Чога).
Большой интерес представляют события IV в., когда армянский царь Хосров привел римского полководца Антиоха, царя Иберии Михрана и с их войсками выступил против Албании, напал на область Пайтакаран-территорию каспов. Агрессоры разграбили область и вернулись в Армению. Далее события развиваются таким образом: царь Мушкура Санесан «сильно разгневавшись, проникся враждой к армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска-гуннов (хонов), пехов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глауров, гугаров, шичбов и чилбов, баласичев и егерсванов, и несметное множество других разно- шерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал… Он (Санесан) перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну… когда они прибывали на какое-нибудь знаменательное место, то устраивали смотр полкам, знаменам и отрядам на видных местах, приказывали, чтобы каждый человек нес по камню и бросал в одно место в кучу, чтобы по тому, сколько окажется камней, можно было определить количество людей и чтобы остался на будущие времена этот грозный знак прошедших событий. И всюду, где они проходили они оставляли такие знаки на перекрестках дорог и на путях. Они нахлынули, наводнили и затопили всю армянскую страну; разрушили, заполонили, вконец разорили ее и простерлись по всей стране»[42]. Таким образом, за нападение на Пайтакаран (юг исторической Каспианы) организует ответный поход царь Мушкура (северо-восток исторической Каспианы). Почему? В «Армянской географии VII в.» упомянут топоним Дашти-и Базкан (вариант Дашт-и Баласакан) …»[42.I], что означает степь Базкана, или степь Баласакана…»[42.2]. В хронике Захария Митиленского (555 г.) после перечисления Гурзана и Арана сообщается о стране Базгун со своим языком отличный от аранского, которая примыкает и прости- рается до Каспийских ворот и моря, находящихся в пределах гуннских…»[42.3]. Локализация, данная в тексте, согласно Маркварту, относится к стране маскутов, которая простиралась вдоль Каспийского моря до Каспийских ворот (Дербендского прохода). Н.Адонц, считает, что Базгун есть искажение Баласакана (Базкан-Базгун)[42.4]. Это означает, что территория страны каспиев (группа народов обобщенных под названием доминирующих каспиев) в VI в. простиралась от Баласакана-Пайтакарана (юг албанской Каспианы у античных авторов) до Каспийского (Дербентского) прохода. Это объясняет, почему Санесан-царь Мушкура нападает на Армению, в ответ за разграбление Баласакана.
Об обитании части каспиев на севере-востоке Кавказской Албании пишет и Моисей Хоренский, когда сообщает о проповедовании христианства святой Ниной, начиная от Аланских ворот и касбов до пределов маскутов[42]. В «Армянской географии VII века» каспии помещены где-то рядом с шарванами, в северо-восточной части Албании[44].
По мнению дагестанских историков, первое упоминание письменных источников о племенах, населявших современную территорию Дагестана, относится к каспиям, входящим в одиннадцатую сатрапию Дария[45]. Согласно этим исследованиям, союз каспиев включал в себя не только собственно каспиев, но и другие племена Восточного Кавказа. Участие каспиев, а затем албан в греко-персидских войнах свидетельствует о значительном политическом опыте этих племен, о выходе их на арену мировой истории. Это были оседлые племена, занимающиеся земледелием, садоводством и скотоводством. Большое место в их жизни занимал морской промы- сел. Из домашних ремесел античные авторы упоминают валяние шерсти, прядение и ткачество. Одеты каспии были в шерстяные плащи типа бурок. В поход каспии ходили верхом, вооруженные мечами, луками и стрелами[46]..
Лексический и фольклорный материал о каспиях. Интересно отметить, что религиозно-мифологическим самоназванием лезгин является «кас». «Я кас!» — одна из форм обращения лезгин друг к другу. Слово «кас» в лезгинском языке имеет несколько значений: это-«мужчина», это-вообще «человек, личность»[47], это-«муж», это-«мужественный человек», это-«лезгин». Соглас- но фольклорным материалам, сравнительно поздно возникшее выражение «лезги ламус» («ламус» относится к южным языкам) раньше обозначался как «касвал». По нашему мнению, сказанное является доказательством того, что в этногенезе лезгинского народа касы, т.е. исторические каспии, безусловно, играли исключительную роль. Неслучайно, в мифологических текс- тах лезгин о сотворении людей на Земле рассказывается то о появлении первого человека на Земле-Каса, то пары-Кас мужчины и Кас женщины, то целого поколения касов. Неслучаен и тот факт, что в фольклоре собранный разными авторами в разных территориях расселения лезгин встречаются тексты, где говорится о Касе-этнархе (предводителе) и касах-племени (народа)[48]. Особенно интересен образ Кас-Бубы (дословно означает «Кас-предок», «Кас-этнарх»), персонажа героического эпоса лезгин «Шарвили». Кас-Буба (Кас-Ба) исполняет роль мудреца, мыслителя, ясновид- ца, волшебника, иногда решает задачи, посильные только божествам. Именно он является наставником легендарного героя Шарвили в одно- именном героическом эпосе[49]. Согласно фольклорным текстам, Кас-Буба как мифологический персонаж имеет более широкий диапазон действий, чем другие образы. Кас-Буба-частый герой лезгинских мифов, сказок, анекдотов[50].
Обилие у античных авторов, а также у лезгиноязычных народов реальной и мифологизированной информации о каспиях наводит на мысль, что, возможно, ядром будущего Албанского государства стала именно Каспиана: Албанию родила Каспиана! Каспиана была предшественницей Албании. Вероятно, под названием «каспии» были объединены не только собственно касы, а группа родственных по языку племен, т.е. «каспии» у античных авторов-это собирательный термин. В античный период под названием «каспиев» (касов) подразумевали большую часть лезгиноязычных племен, расселенных от Атропатены до Каспийского (Дербентского) прохода по западному побережью Каспия.
Источники и научная литература:
1. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. М.-Л., 1956. С. 110, 120, 128, 134, 206, 226; Он же. Некоторые лингвистические данные и проблема связей населения Восточного Кавказа и Закавказья с древним Востоком в II-I тыс. до н.э. Баку, 1966. С. 65; Он же. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // ВДИ. 1951. № 2. С. 265; Он же. Языки древней Передней Азии. М., 1967. С. 11, 87 и др. 2. Алиев И.Г. История Мидии. Баку, 1960. С. 65, 72, 79, 81, 106 и др. 3. И.Г.Алиев считал, что нет достаточных оснований для утверждения родства касситского с эламским. См.: Алиев И.Г., Погребова М.Н. Об этнических процессах в областях Восточного Закавказья и Западного Ирана в конце II-начале I тыс. до н.э. // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М., 1981. С. 126. 4. Алиев И.Г. История Мидии. Баку, 1960. С. 99. 5. Ямпольский З.И. Вопросы истории Атропатены и Кавказской Албании позднескнфской эпохи. (Автореферат). М., 1949; Он же: К вопросу о происхождении кавказских албанцев. Изв. Азерб. ФАН СССР, 1945, № 1; Он же: К вопросу об одноименности древнейшего населения Атропатены и Албании // Труды ин-та истории и философии АН Азерб. ССР. IV. 1954; Меликишвили Г.А. Новая урартская надпись из Иранского Азербайджана // ВДИ. 1960. № 3. С. 10-11. 6. См.: Гафуров Б.Г. Этнические проблемы истории центральной Азии в древности // Материалы международного симпозиума проводившегося 17-22 октября. 1977. М, С. 58. 7. Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // ВДИ. 1951. № 2. С. 265. 7.1. История Азербайджана (под редакцией И. Алиева). Баку, 1993. С. 42. 8. См.: Бартольд В.В. Соч. в V тт. Т. II. С. 662. 9. Ибрагимов Г.Х. Историческая характеристика cамоназвания цахурцев «йихъбы» // Ономастика Кавказа. Орджоникидзе, 1980. С. 67-69. 10. Гейбуллаев Г. К этногенезу азербайджанцев. Баку, 1991. С. 193. 11. Геродот История. Кн. VII, гл. 67 // Древняя история лезгин и античные письменные источники (Сост. Садыки М.-А.). М., 1996. С. 65. 12. Дионисий Периегет. Описание населенной земли // Древняя история лезгин и античные письменные источники (Сост. Садыки М.-А.). М., 1996. С. 159. 13. Имеются ввиду папирусы V в. до н.э. с острова Элефантины в Египте на арамейском языке. Из этих документов становится ясно, что в V в. до н.э., в Египте обосновались каспии-военные колонисты, они имели там крупные населенные пункты. 14. См.: Геродот. История // Античные источники по истории Азербайджана (Сост. К.Г. Алиев). Баку, 1987. С. 10; Страбон. География (в 17 книгах). Л., 1964. С. 476, 484; Помпений Мела. Землеописание // Античные источники по истории Азербайджана (Сост. К.Г. Алиев). Баку, 1986. С. 86, 87 и др. 15. Алиев И.Г. Очерк истории Атропатены. Баку, 1989. С. 9. 16. Там же. С. 10. 17. Геродот. История // Античные источники по истории Азербайджана (Сост. К.Г. Алиев). Баку, 1987. С. 10. 17.1. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э.-VII в. н.э). Из-во Академии Наук СССР, Москва-Ленинград, 1959. С. 51. 17.2. Ямпольский З.И. Каспии Грузии и этно-топонимические закономерности // Археологические памятники феодальной Грузии. Т. II. Тбилиси, 1974. 17.3. Солон. Сборник достопримечательностей. Кн. ХV. гл. 7. // Древняя история лезгин и античные письменные источники (Сост. Садыки М.-А.). М., 1996. С. 181; Плиний Старший. Естественная история. Кн. VIII. гл. 149-150 // Древняя история лезгин и античные письменные источники (Сост. Садыки М.-А.). М., 1996. С. 106-107. 17.4. Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 17-18. 17.5. Флакк Валерий. Аргонавтика. Кн. VI. гл. 6. 17.6. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э.-VII в. н.э). Из-во Академии Наук СССР, Москва-Ленинград, 1959. С. 77; Алиев И. Очерк истории Атропатены. Баку, 1989. С. 10. 18. Страбон. География (в 17 книгах). Л., 1964. С. 476. 19. Клавдий Элиан. О животных // Античные источники по истории Азербайджана (Сост. К.Г. Алиев). Баку, 1986. С. 94. 20. Фавстос Бузанд. История Армении (Пер. М.А. Геворкяна). Ереван, 1953. Кн. II. гл. 53. 21. Моисей Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван, 1984. С. 60. 22. Страбон. География (В 17-и книгах) Л., 1964. С. 472, 476. 23. Капкох-персидское название главного Кавказского хребта. «Кав», «Каф», «Гаф»-название хребта, а «кох» на персидском языке «гора». (См.: Комментарий // Моисей Каланкатуаци. История страны Алуанк. Из-во АН Арм. ССР. Ереван, 1984. С. 198. В мифологических текстах лезгин сохранились термины «Гаф» («слово»), «Къаф» в отношение г. Шахдаг. См.: При-ложения // Бадалов Ф. А. Астральная религия лезгин. Кн. I. Издание РАН. М., 2008. С. 288-289, 308 и др. 24. Страбон. География // Античные источники по истории Азербайджана (Сост. К.Г. Алиев). Баку, 1987. Кн.ХI. гл. 8. § 9. 25. Гейбуллаев Г. Указ. соч. С. 190. 26. Страбон. География (в 17 книгах). Л., 1964. С. 486, 495. 27. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996. С. 142. 28. Велиев С. Древний Азербайджан (на азерб. языке). Баку, 1987. С. 10. 29. Плиний Старший. Естественная история // Древняя история лезгин и античные письменные источники (Сост. Садыки М.-А.). М., 1996. С. 105. 30. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана (с древнейших времен до конца ХV в.). Махачкала, 1996. С. 125. 30. I. См.: Велиханлы Н.М. Арабские географы-путешественники Х-ХIII вв. об Азербайджане. Баку, 1974. С.92, 114, 136, 150. 30. 2. Там же: С. 125. 30. 3. Там же: С. 147. 30. 4. Там же: С. 147. 31. Стефан Византийский. Описание племен // Античные источники по истории Азербайджана (составитель К.Г. Алиев.). Баку, 1987. С. 50. 32. Помпений Мела. Землеописание // Античные источники по истории Азербайджана (составитель К.Г. Алиев.). Баку, 1987. С. 44. 33. Орозий История против язычников (7 книг) // Античные источники по истории Азербайджана (Сост. К.Г. Алиев). Баку, 1987. С. 53. 34. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э.-VII в. н.э.). М.-Л., 1959. С. 42. 35. История Дагестана М., 1967. Т. 1. С. 103. 36. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана (с древнейших времен до конца ХV в.). -Махачкала, 1996. С. 125-126. 37. Дьяконов И.М. История Мидии. М.-Л., 1956. С. 447-448. примечание 5. 38. Алиев И. История Мидии, Баку, 1960, С. 104. 39. Гейбуллаев Г.А. Указ. соч. С. 145. 40. Фавстос Бузанд. История Армении (Пер. М.А. Геворкяна). Ереван, 1953. Кн. II. гл. 53. 41. Моисей Каланкатуаци. История страны Алуанк (Пер. с древнеарм. Ш.В. Смбатяна). Ереван, 1984. С. 60. 42. Фавстос Бузанд. История Армении. Ереван, 1959. Кн. III, гл. 7. С. 15. 42.1. Армянская география VII века приписываемая Моисею Хоренскому (Пер. К.П. Патканова). СПб., 1877. С. 40. 42.2. Ашурбейли С.Б. Государство ширваншахов. Баку, 1983. С. 23. 42.3. Из Сирийской хроники Захария Митиленского (Перев. Н. В. Пигулевской). ВДИ, 1939, № 1. С. 165. 42.4. Цит. из кн.: Ашурбейли C.Б. Государство Ширваншахов. Баку, 1983. С. 20. 43. Моисей Хоренский. История Армении. (Пер. Н. Эмина). М., 1893. кн.II. гл. 86. 44. Армянская география VII века приписываемая Моисею Хоренскому (Пер. К.П. Патканова). СПб., 1877. С. 38. 45. История Дагестана. М., 1967. I т. С. 103-104; Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана (с древнейших времен до конца ХV в.). Махачкала, 1996. С. 105 и др. 46. Там же. 47. Лезгинско-русский словарь. М., 1966. С. 152. 48. Приложения: фольклорные тексты // Бадалов Ф.А. Астральная религия лезгин. Книга I. Издание РАН. М., 2006. С. 298, 308, 316, 329, 340 и т.д. 49. Шарвили (эпос). Махачкала, 1999 и др. 50. Анекдоты Кас-Бубы // Из фольклора южных лезгин. Махачкала, 2003. С. 5-108; 143-152; Ганиева А.М. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. М., 2004. С. 215 и др.
ФейрузБадалов,
кандидат исторических наук (Дагестанский Государственный Технический Университет)