Данная книга из серии «Кавказ — Греция, общность культур» — вторая. Первая книга — о лезгиноязычных названиях прекрасной и многообразной древнегреческой керамики, названиях соответствующих названиям, перенятым греками у пелазгов, т.е. у своих учителей-предшественников — более древних до греческих жителей самой Греции. Данная книга, продолжая эту же линию культурных общностей, сообщает читателям уже о более ёмких и значимых информациях, говорящих о единстве языка древних пелазгов — этих первых цивилизаторов Европы и языков современных лезгиноязычных народов — аборигенов Кавказа. Это дешифровка названий букв древнегреческого (архаического) алфавита и имён 100 богов и героев др. Греции, как имеющих лезгиноязычную основу, а также нахождение многих сотен слов — параллелей в терминологиях Аристотеля и в ранних христианских Писаниях и др.
Язык древних аборигенов Греции — пелазгов и лелегов постепенно претерпевался изменениям и совершенствованиям с целью облегчения произношения всё прибывающихся новых и новых племен, наводнивших эту прекрасную страну. Шёл, таким образом, процесс постоянного упрощения произношения, когда гортанные труднопроизносимые звуки слов постепенно менялись на мягкое произношение. А с появлением письменности этот процесс ещё более усиливается и, таким образом, вытесняется древнее гортанное произношение первых насельников, начавших свой миграционный путь с территории, где в 13 -тысячелетии до нашей эры появилась первая в мире цивилизация — именно с нашего Кавказа — с зоны Куро-Аракской культуры.
Но, тем не менее, все исследователи пелазгийского языка тщетно пытались использовать свои родные языки, не имеющие ни тени принципа гортанных языков и потому у них не было никаких шансов. А ведь первые письмена европейцев все ешё хорошо базировались на своих древних пелазгийских принципах гортанной речи. И потому им легче было провозгласить пелазгийский язык мёртвым, хотя искатели чудес продолжали экспериментировать своими попытками ещё и ещё. А настоящее чудо всё же совершилось когда, наконец , первая европейская письменная находка раскрыла свое содержание Я.Яралиеву благодаря своему родному лезгинскому гортанному языку и ,естественно, таланту автора открытия за одно.
В XV веке до н. э. цветущая солнечная Минойская культура постигла катастрофа, связанной с извержением вулкана на острове Ферра с последующими землетрясениями и исчезновением острова Санторина, Все было разрушено и прекращены следы человеческой жизни. Лишь спустя пол века после этого на смену пелазгам пришли новые хозяева, ахейцы, как бы являющиеся настоящими греками, хотя это имя не пришлых новых племён. К счастью эти новые насельники, стоящие на очень низком уровне развития, чем их предшественники пелазги, оставили в покое не тронутым жреческое сословие пелазгов . Жрецы, оракулы продолжали жить и работать по прежнему и новые хозяева обращались к ним всегда за нужными советами, считались с ними, высоко оценивая их. Как прекрасно, что в дальнейшем все лучшие поэты и писатели философы и историки всегда обращали свои взоры к остававщимся осколкам пелазгийского гения — к деятельности служителей их мистерий, храмов, лабиринтов, откуда черпали свои вдохновения, используя их древний священный язык в своих произведениях в виде бесконечных множеств терминов и терминологий.
Так или иначе все известные писатели, поэты, философы поднявшие славу Греции во всех своих периодах своей истории оставили своим потомкам в своих произведениях не меркнущий свет живой речи божественных пелазгов, заложившие фундамент культуры Европы, язык которых законсервировавшись на Кавказе сохранился в языке лезгин. И в качестве примера, как доказательство сказанному, обратимся к наследию Аристотеля, где можно обнаружит сотни слов параллелей со словами лезгинского языка.
Примечание:
В Эзотерической литературе принято считать, что заглавная буква » А » применяется в случае обозначения понятий » божественность», «первозданность» ,
«высшие духовные знания и понятия», а строчная буква » а » применяется в понятиях слов с противоположными значениями, т. е. — отрицательными.
В греческом языке в отличие от лезгинского как-то слова больше произносятся со смягчением, окончания слов как бы съедаются, больше «э-кают». Из разговорных лезгинских диалектов больше всего подходит джабинский, курушский и ахтынский.
ИМЕНА А.ШАПОШНИКОВ ЛЕЗГИНСКИЙ ЯЗЫК
См: «Орфей. Языческие таинства.
Мистерии восхождения»
Москва, «ЭКСМО-Пресс», 2001
——————————————————
«Аполлодор» Москва, Эксмо, 2006
——————————————————
Мифы народов мира» » Т — 2, Москва
Советская Энциклопедия». 1988 г.
—————————————————————————————————————————————
1. АВТАРИЕЙ — родоначальник племени автариатов А-йатар — божественные
(А-uari-atai — «у берега живущие, при- водные; см. Автарха —
брежные»). нов — распростран. имя
у вайнахов, село Автур,
Автарий — предводитель
лангобардов. Лангобарды
в своих завоевательных
миграциях оседали и в Ис-
пани, и в северной Африке
(см.- Алано-Вандальское
государство), которое за-
воевало затем всю Ита-
лию с Сицилией).
————————————————————————————————————————————
2. АГЕНОР — мифический прародитель для этносов А-га/на — богом данный
носителей праалбанского,
праминойского диалектов восточ-
ного индоевропейского языка
————————————————————————————————————————————
3. АГЛАЯ — «блистательная». А- гел-йа — божий луч
света
————————————————————————————————————————————
4. АДИКИЯ — «несправедливость, неправда, неправо- а-туьке-йа — антипод
судие». подходящему, правде.
————————————————————————————————————————————
5. АДРАСТ — царь Аргоса, предводитель похода Семе- А-дар/ аз- тай — божию
рых против Фив. Он был единственным, древу (роду) равный
кто спасся, причем именно, благодаря
быстроте своего коня Арейона Ара-йана — преодолева-
ющий промежутки рассто-
яний быстро (см. «на йана-
— ты сумел)
————————————————————————————————————————————
6. АИД — считается неизвестного происхождения, А- ида — божественное,
неиндоевропейского происхождения, здесь
восточного. Это — явное заблуждение….
————————————————————————————————————————————
7. АКМОНИЯ — «наковальня», (см. святилище Гефеста — А-къом — т.е. божествен-
хранитель огня, семейного очага ный звук (наковальни)
————————————————————————————————————————————
8. АКТИЙ — «луч Солнца». А-ктий — как бог,
см.» хьти» — т.е. как
————————————————————————————————————————————
9. АЛКА — «мужество, храбрость, отвага, мощь А-ла-къа — божий дар на
земле (стремление,
желание)
————————————————————————————————————————————
10. АЛЛЕКТО — «неукротимая». алакъ- кто /ктун/ —
стремление неудержимое
————————————————————————————————————————————
11. АМАЗОНКИ- общепринятой этимологии этого ама-зун — я осталась
этнонима нет.
————————————————————————————————————————————
12. АМАЛФЕЯ — Убедительной этимологии не предло- А-мал-фи — божествен-
жено. Возможно двусоставное имя, ное животное.
первый элемент которого этимологи- 2-вар-т: — «гь/амалат-фи»
чески родственен слову «молоко» (амал) т.е. — чудесное явление,
а второй — произведен от индоевропей- ведь Зевса вскормила мо-
ского глагольного корня deH — «давать» локом коза.
Молоком козы был вскормлен Зевс.
————————————————————————————————————————————
13. АММОН — древнегреческий теоним (незримый, неиз- Ам-ма-он — Тот есть
реченный) означал Зевса-Аида, почитав- вокруг, — отвсюду.
щегося в Фиванском номе. Ам — Тот,
————————————————————————————————————————————
14. АНАФА — показавшаяся, явленная,- небольшой ана-фи — там показывается,
остров Анафи. «фи -физва» — т.е. движение
расширение, появление
ан — там, на той стороне,
противоположное, другое
————————————————————————————————————————————
15. АПИЯ — «обильный водами» А-пе-йа — божественные,
чистые воды, «пе-ш» —
лист, как стихия воды, Пе-
шапай -обряд вызывания
дождя у лезгин. см. Апше-
рон — полуостров, обиль-
ный водами.
————————————————————————————————————————————
16. АППОЛОН — имя, безусловно, индоевропейского А- наделенный божьим
происхождения, этимология не уста- даром см.: А-па/й-ала
новлена. Па/й- доля, наделение;
ала — обладать
————————————————————————————————————————————
17. АРАВИЯ — здесь не Саудовская Аравия, а терри- Ара-ви-йа — межрасстоя-
тория между Нилом и Красным морем, ния брать в учет
(в связи с делением долины Нила на ара — расположение в смы-
2 части — восточную и западную. сле «между»;
ви — для тебя, твое
я (йа) — есть
————————————————————————————————————————————
18. АРГ — «ярко-белый, светлый, сияющий, блеск; А-рагъ — божественно
Иносказательное наименование разряда солнечное;
Атмосферного электричества. А — божественное, первоз-
данное;
Ра/гъ — солнце
————————————————————————————————————————————
19. АРЕОПАГ — «холм Ареса» в Афинах. Там, согласно Арео-па-г/а — на Арее раз-
Мифу, проходило судебное заседание давать доли;
12 олимпийских богов во главе с Дием. Па/й — доля, воздавать;
(т.е. Зевсом). г/а (гана) — давать, разда-
вать
20. АРЕС — имя бога войны и раздора, яростного гь/арай — гневный крик,
Ареса сопоставимо с праславянским зов, яростный вызов
Jaro, jarovъ со значениями «весенний, на войну
яровой, яростный, жаркий.
————————————————————————————————————————————
21. АРКАД — родоначальник аркадских племен, эпоним р/екъ-та — уступить тропу;
их страны, содержит индоевропейский «гьар/да къада» — для каж-
корень «rk-to» со значением «медведь» дого;
«гьар — къада» — орет.
гьар — вой, лай; (каждый)
къада — хватает, исполнять
————————————————————————————————————————————
22. АРМОНИЯ — соразмерность?, намеренно дается в пере- гь/ар(даз)-ма-йа — каждой
воде данное имя без начального «г», чтобы (части) воздать.
отличить от слова «гармония» (грубая пе- гьар — каждому;
редача густого придыхания перед началь- ма — Он — воздавать Оттуда;
ным гласным). Т.е. по божески, (что заслу-
живает и подходит).
————————————————————————————————————————————
23. АРТЕМИДА- возможно, «четная». Убедительной этимо- гь/ар- э/темда т.е. каждой
логии нет, но идею о восточном происхож- по мужу;
дении имени следует решительно откло- гь/ар — каждой, всякой;
нить как несостоятельную.Артемида — пат- э/тем — муж, мужчина
ронесса обрядов инициаций девушек в пе-
риод их полового созревания.
————————————————————————————————————————————
24. АСТЕРИЯ — «звездная» ?, «стоящий», «неподвижный»; АС-тий — божественное
олицетворение родоплеменной звездное небо; Асия — пе-
богини обитателей Делоса. Тотем пере- лазгийский верховный
пелки, древняя концепция «неподвижных бог; см.- на Крите сущест-
звед» в индоевропейской астрологии. вовал культ Зевса-Астрея
Аск — свящ. керам. сосуд
в образе совы
для возлияний в ритуалах
посвященным умершим.
————————————————————————————————————————————
25. АРХИПЕЛАГ — «главное море» т.е. Эгейское арх/а-пе/лаг -«главное с
водами; см. пе-лазги т.е.
«морские лазги (лезгины),
«пе/ ш — лист, символ сти-
Хии воды; «Пешапай» —
обряд вызывания дождя.
————————————————————————————————————————————
26. АСКЛЕПИЙ — убедительной этимологии нет. Персони- АС-кьле-пай — божий дар
фикация знахаря. в голове.
Ас (Асия) — имя небесного
бога пелазгов;
кьле — в голове;
па/й — доля, возданное
————————————————————————————————————————————
27. АТАБЮРИЙ-
СКИЙ ЗЕВС — эпитет содержит древнюю индоевропей- А-та/й — как бог.
скую основу burios — жилище богов, оби- А- Бури — Высшие небес-
тель. Первая составная часть может быть ные боги (см: лезг. выра-
сродни индоевропейской основе at -отец. жение: «Абурун къада-
бар алатрай») — Да минует
кара Тех Богов!
————————————————————————————————————————————
28. АФИНА — имя, по-прежнему не имеющее общепри- А- (э)фена — божествен-
нятой этимологии, хотя его морфологи- ное состояние нагрева,
ческая структура имеет явно индоевро- энергетическое воздей-
пейский облик Олицетворяет энергетичес- ствие.
кое воздействие точки осеннего равноден- А — божественное, первоз-
ствия. Планета, которой управляет Афина данное.
— Уран, о чем не знали древние и не дога-
дываются современные астрологи.
Афина управляет психичечкой энергией
интуиции (наития). Благой дар Афины,
средняя мера энергии наития преобразу-
ется в добродетели мудрости и благочес-
тия; недостаток этой энергии оборачива-
ется пороком страха и трусости; избыток
— оборачивается пороком скаредности.
————————————————————————————————————————————
29. АФРОДИТА — «пенорожденная дочь Урана». Рожден- фра/дай/-атай; см: -бо-
ные под «счастливой звездой Афроди- гиня матери Кибеллы в
ты(Венерой). Малой Азии, перенятой
из Фракийских мистерий
и само слово Фракия —
с одним и тем же корнем-
«фра-кйа (от слова «фыр»
-т.е. яма и «кйа»- прохо-
дить. Этот древний обряд
посвященное рождению
и весеннему обновлению)
и поныне еще встречается
на Кавказе (у лезгин и
лезгиноязычных народов);
А — божественное, первоз-
данное.
————————————————————————————————————————————
30. АХЕРОНТ — «река скорби, понятие из Додонской эхир-ан-т/ий — там конец
системы. Ахеронт — реальная река в жизни;
Эпире,ныне река Сули. Вода этой реки Он (Ан) — Оттуда;
И ее притока Кокита иловата и горька. т (атай) — приходит
Обе реки известны как реки подземного
мира, и там, где они соединяются в узком
и мрачном ущелье, окаймленное громад-
ными голыми скалами, через которое
стремится глубокий и быстрый Ахеронт
дало повод поместить здесь и вход в
царство мертвых.
————————————————————————————————————————————
31. АЯКС ЛОК — Айак, предводитель сорока воинов, искус- айа-кьса — делать
РИЙСКИЙ ный копьеметатель и бегун. Во время месть;
взятия Трои он совершил насилие над Кас- айа — делай, выполняй;
Сандрой, искавшей защиты у алтаря Афи- кьса — месть;
ны. По совету Одиссея ахейцы собира- т.е. Аякс — мстительный
лись побить его за это святотатство кам-
нями, но он прибег к защите алтаря той
же Афины. При возвращении корабля
Аякса в Элладу разгневанная богиня раз-
била его корабль о скалы у Кикладских
островов, метнув в него молнию. Но Аякс
умудрился уцепиться за скалу и похва-
лялся, что спасся вопреки воле богов.
Тогда Посейдон расколол скалу трезуб-
цем, и Аякс погиб. Во искупление свято-
татства Аякса его соплемменники, пови-
нуясь оракулу, тысячу лет ежегодно по-
ссылали в Трою двух девушек, прислужи-
вающих в храме Афины, не покидая его
священного участка.
————————————————————————————————————————————
32. БЕРЕКИНТИЙ — Название горы во Фригии и горы на «берекет» — на всех
Крите сопоставимы с древнеиндийским языках Кавказа —
прилагательным «высокий, возвышенный». — богатство, дар,
Эта реликтовая ономастика была в даль- сохранение, приумно-
нейшем ассимилирована в языках региона жение
и сохранилась до античных времен.
————————————————————————————————————————————
33. БЕЛ — сын Ливии от Посейдона. Этот термин «Ба» — древняя форма
( Бал, Балу) широко распространен в обозначения слова
семитических языках со значением «вла- «отец», а в наше время
дыка, господь», имеет вопреки распро- — «Буба»
страненному мнению индоевропейскую
праформу «Бал» — владыка, государь,
царь, власть.
————————————————————————————————————————————
34. ГАЯ, ГЕЯ — олицетворение земли, земной тверди. В «Га» — древняя форма
греческой мифологии, с древнейших вре- обозначения земли; см.-
мен почиталась как богиня, рождающая «гадарна кат» — бежать
из своего чрева и кормящая своей грудью прочь, «кам» — шаг,
все, что живет на свете. Поскольку испа- «камар» — ущелья.
рения, вдохновляющие к пророчеству, ис- ( «г» и «к» — взаимозаме-
ходят из земли, Гая является и проро- няемы).
ческим божеством. Дельфийский оракул «га-йа» — брать, обладать,
принадлежал ей с древних времен. иметь; «гана» — дал.
Ее изображали с ключом в руке.
————————————————————————————————————————————
35. ГЕКАТА — «далеко разящая», олицетворение ночных см. «ге/а/къат», «им ге-
ужасов, призраков; богиня мрака, лунных къатрай»- пуст это ми-
влияний на психику и чародейства, а так- нует, не дай бог
же — владычица теней умерших.
————————————————————————————————————————————
36. ГЕЛИЙ, — «солнечный»; олицетворение земной ви- «гел» — луч, линия, штрих,
ГЕЛИОС димости Солнца. Гелий своими лучами направление, канав и т.д.
проникает повсюду и видит всего. Ему был
посвящен колоссальное изваяние «Колос
Родосский». Его отождествляли с Аполло-
ном как всевидящий бог солнца.
37. ГЕРАКЛ — Буквально: «слава Геры», «Гера -кьле» — дословно —
по мифологии — сын Алкмены и Зевса. — Гера в голове»
Можно допустить тождество древнего
эпитета возникшего много раньше реаль-
ного Алкида в данайской среде. Геракл —
классический пример героя.
————————————————————————————————————————————
38. ГЕСТИЯ — «очаг», олицетворение духа-хранителя се- см. «гьис»- копоть,
мейного очага и священного огня родо- «гьисти йа — место.где
племенной общины. Посейдон и Аполлон копоть получается; очаг
добивались ее руки, но она поклялась свя-
щенной клятвой остаться навсегда девой.
За это Зевс даровал ей привилегию, по ко-
торой ей поклонялись при каждом очаге
как богине- защитнице. И в чертогах бо-
гов это было священным местом, а так
как богам приносили жертвы на очаге, то
и ей, как носительнице жертвоприноше-
ния, в начале и в конце жертвенного пира
совершали священные возлияния и покло-
нялись в храмах других богов. Поэтому ей
поклонялись вместе с Гермесом, изобрета-
телем жертвоприношений. Она была по-
кровительницей семейного единодушия,
мира и благодати
————————————————————————————————————————————
39. ГЕФЕСТ — Имя бога кузнечного ремесла и вообще см. «нефес» — дыхание ,
прикладных ремесел считается неясным, «гьевес» — энергия жела-
неиндоевропейским по происхождению ний,
теонимом. Оно, однако, имеет прозрачную «эфена» — нагрелось;
этимологию в пределах древнегреческого чтобы получить жару,
языка. Имя бога произведено от критского закачивали воздух и при
топонима » город Фест» Этот город был этом создавался звук
одним из древнейших пелазгийских ре- «фыс-с», что и отражено
месленных центров Крита и всей Эгеиды. в самом названии бога.
Подлинным знаком зодиака Гефеста явля-
ется Пёс (Волк), цветовой спектр его — ру-
до-желтый (оранжевый). Его стихия -воз-
дух и огонь. Гефест олицетворяет психи-
ческую творческую энергию мысли, сим-
волы которой, — Солнце и огонь.
————————————————————————————————————————————
40. ГИГАНТЫ — У Гомера — исполинский преступный на- «гиг» — на лезг.яз — ось,
Род; у Гесиода это сильные и громадные вертикаль, основа, столб.
Сыновья Геи, рожденные от крови Урана. «ан-ты» — т.е. пришлые
Оттуда.
————————————————————————————————————————————
41. ГРАИКИ — Аполодор употребляет латинское наиме- см. лезгинское селение —
нование эллинов. Грар у самого подножия
Шалбуз дага.
Граики — это небольшое
племя на самом сев-зап.
Греции, на территорию
которых попадают иду-
щие из Италии. Этим
именем этого небольшого
первого встречного народа
италики и назвали всю
Грецию.
(См. кIра ква/йбур — у ног
находящиеся, под ногами
оказывающиеся ) ?
————————————————————————————————————————————
42. ДЕМЕТРА — в греческой мифологии богиня земледелия от слова-корня «дем», т.е.
и плодородия, дочь Кроноса и Реи, сестра нагревание, созревание,
и супруга Зевса, от которого она родила энергие, чувство, кол-
Персефону. Древняя традиция указывает о лективная работа.
тесной связи таинств Деметры с пелазгами тура — вводить, делать,
Элевсина и Самофракии. Ее греческое имя- творить.
Деметир, — тро . Вместо распространенного
происхождения имени как «земля-мать»,
«дарительница», «пожинающая плоды»
следует напомнить о наличии в самом
имени корня «дем» имеющее в своем по-
нятии как в пелазгийском языке, так и лез-
гинском — энергию (общую), чувства и эмо-
ции. И психологический аспект Деметры —
психическая энергия и функция чувства и
мистическое начало. Для нее характерны
тенденции: творчество, чувствительность,
воображение и т.д., ассоциирующиеся с
боговдохновением, состоянием транса, ви-
дением, что не умаляет общепринятую зна-
чимость идеи культа богини.
————————————————————————————————————————————
43. ДИКЕ — божество справедливости и правосудия, эпитет «туьке» — имеет
дочь Зевса и Фемиды понятие: подходящее,
справедливое, как есть,
правосудие.
————————————————————————————————————————————
44. ДОДОНА — одно из древнейших пелазгийских проори- «дад на» — т.е. пророчест-
цалищь Зевса в Эпире, ныне Додони близ вовать, выпрашивать,
Иоаннины, Греция. Считалось, что первый просить
храм Додона был возведен Девкалионом,
в нем он спасся от потопа. По этой причи-
не оракул Додона рассматривался как са-
мый старый в Греции. Некоторый увере-
ны, что знаменитый говорящий голубь До-
дона был на самом деле женщиной, потому
что в Фессалии прорицательницы и голуби
назывались Пелейадами. Название указы-
вает и на вещие свойства, способность про-
рочествовать.
Оракул Додоны был под покровительст-
вом Юпитера, который пророчествовал
через деревья, птиц и бронзовые вазы.
————————————————————————————————————————————
45. ДРИАДЫ — «древесные», духи деревьев, архаичные см. «дар» или «тар» — де-
тотемы, которые легли в основание са- рево, деревья
крального календаря друидов. И само
слово «друиды» тоже с этим же корнем
«дар» — т.е. дерево.
————————————————————————————————————————————
46. ДРИОПЫ — «древовидные, с деревянным ликом», пле- «дри /оп» —
мя из территории средней Греции; позднее в склоненной форме
часть Арголиды. «Дриоп» — отголосок куль- слова «дар» (или «тар»)
та деревьев и сакрального древесного ка- т.е. дерево
лендаря.
————————————————————————————————————————————
47. ЗЕВС — олицетворение энергии света. Зевс — Отец Зевс — «Цев зи» — т.е.
древнейшее обще индоевропейское божест- небо;
во, относящееся к небесному свету, днев- у критян — «zan»(на лезг.яз
ной. Это могущественнейший и высочай- -пахать т.е.- бык Небесный
ший из богов. Низвергнув в союзе со свои — кормилец;
ми братьями господство Кроноса и Титанов, другое название — «Зевс-
он разделил с ними мир; Посейдон получил Хтония» от лезг. яз.хтун »
море, Аид — подземный мир, а Зевс — небо. или «хтун» т.е. возвраще-
Земля же и Олимп были их общим достоя- ние весны; см. праздник
нием. Как старший, сильнейший и умней- весны — «Яран сувар» у
ший он имеет верховную власть над осталь- лезгин.
ными. Он царь богов. Зевс господствует на ЭПИТЕТЫ ЗЕВСА:
Олимпе, горе пелазгийской Фессалии, вер- Зигий (см. Зиги — Один)-
шина которой покрыта снегом и уходит в -«зи гай» (для меня лично)
небеса, эфир и облака. Небо есть его нас- — покровитель браков;
тоящее местопребывание; он творит все Генетлий (родоначальник)
небесные явления. Он бросает молнию, «гъен» — передняя, начало;
свое страшное оружие, производит гром Эллений (ниспосылаю-
(см. лезг яз — «ЦIайлапан») и одновремен- щий дождь) — «элиз» —
но успокаивает явления природы, дает наливать;
ясный день и посылает попутный ветер. Катарсий (очиститель) —
Он властвует над людьми так и господст- «къатар» — слои;
вует над богами и природой. Через род Фиксий (покровитель бег-
Йапета (Прометея, Эпиметея, Девкалиона и ства)- «фи кьса» — уходить
Пирру) Зевс породил европейские племена. убегать от мести;
Сотер (защитник)
-«з/ун тыр» — меня сохрани
————————————————————————————————————————————
48. ИКАР — ДЕДАЛ — в греческой мифологии внук Афин- Икар — «и кар» — эти дела,
ского царя Эрехтея и сын Метиона, по дру- творения, мастерство.
гой версии, сын Эппалма и внук Метиона.
Изобретатель столярных инструментов и
мастерства, искуснейший архитектор и
скульптор.(По Аполлодору) Когда критский
царь Минос в наказание заключил Дедала
вместе с сыном Икаром в лабиринт (оттуда
их освободила Пасифая — жена Миноса.
Сделав крылья (склеив крылья воском), Де-
дал вместе с сыном улетели с острова. Икар,
поднявшись слишком высоко, упал в море,
так как солнечный жар растопил воск
————————————————————————————————————————————
49. ЙАПЕТ (Япет) — олицетворение небесной силы западной Юпитер — Йапет — «йапа
видимости желтого светила Юпитер, ино- тур» — т.е.познавать,
сказательное наименование планитарного внимать, учить (мудрости)
воздействия Юпитера на земную природу иными словами — разума
и в первую очередь на самого человека. набраться; чтобы стать
Homo sapiens — человеком
разумным.
————————————————————————————————————————————
50. ИРИДА — «РАДУГА», дочь Тавманта и Электры, Оли- «ирид» — буквально — семь
цетворение радуги, соединяющей небо с
Землей, посланница богов, посредница в их
сношениях между собой и людьми. Эта зла-
токрылая девушка, быстрая, словно вихрь,
доставляет поручения богов на землю, в мо-
ре и подземный мир. Главным образом ее
посылает Зевс и Гера.
Ирида — богиня Радуги, то есть всего цве-
тового спектра, состоящего из Семи основ-
ных цветов (см.- принцип Семиричности,
как Космический Закон мироздания).
————————————————————————————————————————————
51. КАДМ — Семитская этимология из корня gdm («древ- Кадм — (как человек в по-
ний») более чем сомнительна. Кадм — сын исках т.е. ищущий, шага-
Агенора, прародитель албанцев (балканских). ющий), см. лезг.яз.- «къа-
Отправленный отцом на поиску пропавшей дам» — шаг.
сестры Европы (см. -миф, как Зевс, в виде Второй вариант- в связи с
быка приманил и украл Елену через море). письменностью — лезг.яз.
Он высадился на Фасосе, а затем через Маке- «къада ма» т.е. — подходя-
донию, Фессалию и Фокиду пришел в Дель- щее бери.
фы. Прибытие Кадма в Беотию и ведение (см. — в 2001 году это пись-
линейного письма А (кадмово письмо) дати- мо удалось дешифровать
руется около 1700 г. до н.э. проф. Я.Яралиеву, как
письмо, в основе которого
лежит лезгинский язык.
————————————————————————————————————————————
52. КАВКАС — здесь так названы Понтийские горы, а не Греки вместо «з» пишут
современный Кавказ, что еще раз заставляет «с» — это общеизвестно.
задуматься над проблемой этого географи- А.Шапошников никак не
ческого региона. представлял, что на Кав-
казе сохранился допотоп-
ный язык (лезги — лазгов)
который в виде языка пе-
лазгов передался в той
или иной степени грекам.
Дешифровка Я.Яралиевым
«Фестского диска» и дру-
гих крито- минойских зна-
знаков письменности, «Ис-
тория лезгин» (Я.Яралиев
Н. Османов, Москва, 2003)
признанной лучшей публи-
кацией года РАН ЗА 2005 г.
тому свидетельство.
————————————————————————————————————————————
53. КАВКАСИЙ — подлинное значение этого имени не ус- «Къав къаз» — буквально,
тановлено. Передано это название исклю- держать высоты, потолок
чительно греками. Туземцы никогда не (др. вариант — «капа къаз»
имели общего названия всего горного т.е. — держать в ладонях.
хребта. по Е.П.Блаватской),
См. — как пишут ( -Туземцы ) наши капа — в ладонях;
Столичные академики и профессора? къаз — держать, охранять,
заботиться.
————————————————————————————————————————————
54. КАДУЦЕЙ — или
55. КАЛИДОН, (Калидонская охота)- «холодные или теп- «къали дон» — буйные во-
лые воды» ( ? ), город в Этолии. Был очень ды; «къайи дон» — холод-
знаменит во времена Гомера, в сказаниях ные воды.
известен охотой Мелеагра на калидонского дон — воды, (утерянное
вепря (кабана). Слово), но сохраненное
у родственных осетин и
черкесов
См. я/д — на лезг.яз. — вода
————————————————————————————————————————————
56. КЕКРОП — «имеющий змеиные хвосты (вместо ног). «кек» — петух, когти;
Первый царь Аттики, герой пелазгов, при «кек-рен па» — как петух,
котором Афина оспорила власть Посейдо- кар /кра — дела, действия
на над страной. Он имел кличку «драчун».
————————————————————————————————————————————
57. КИРКА — сестра Аета, тетка Медеи. Каким образом Кирк — название одного
Она попала так далеко на запад от Колхи- из родов-племен Алупа-
ды (Лазики) не известно. нии (Кавказской Албании).
Ранняя территория Алупа-
нии занимала все земли
«от нижних морей до верх-
них включая Кавказ».
Кирк позже переимено-
вался в Гирк (Гиркания).
————————————————————————————————————————————
58. КЛЕТА — «избранная» «кьле та» — буквально
— в голове сохранить
————————————————————————————————————————————
59. КОРА — «дева», см.Персефона. Кора — древнегре- къора /гъ- стоять
ческое «дева, девственница, девушка». По къо (къу) ра /гъ — послание
существу Деметра и Кора — одна и та же солнца;
богиня в разных проявлениях. къоз — стоять,
къа — держать
————————————————————————————————————————————
60. КОРИБАНТ — «боговдохновение», восторженное ис- «къур(къор) Ба Ан та —
ступление (см. — практика шаманского послание богом Оттуда
камлания къур — ниспослать, давать,
Ба — Отец — Бог,
Ан — Оттуда (с Того Мира).
————————————————————————————————————————————
61. КРАТОС — «одоление, мощь; могущество», олицетво- «кърет тоз» — способность
рение природной силы, мощи, энергии, претворять, т.е. показывать
стремлении к власти и господству над дру- силу, мощь , энергию.
гими.
————————————————————————————————————————————
62. КЕРБЕР (ЦЕРБЕР) — многоголовое порождение Тифона «Царибур» так называют
и Ехидны, страж ворот подземного царства этого стража ворот в лез-
Этот пес, многоголосый, ужасно дикий, гинской мифологии.
трехглавый, с хвостом и гривой, состоя-
щими из змий, позволял душам спуститься
в царство теней и не давал им оттуда выйти
————————————————————————————————————————————
63. КУРЕТЫ — древние этимологи возводили это слово к «куьруь» (куьре) — короткий
глагольному корню «кор» (резать, стричь) Кара-Куьре — название лез-
на том основании, что юноши куреты ко- гинского села в Дагестане.
ротко остригали волосы перед посвящении- Куреты — племя в Италии,
ем в мистерии куретов. получили свое имя за свой
общепринятый обычай —
носить коротко стриженные
прически.
См.
Куреты — куриации — куре;
Кюр — кюре (кюринцы — на
юге Дагестана, т.е. лезги),
Куру (арийское племя
участвовавшее в завоевании
Индии); Куруш — имя Кира
узурпатора — ахеменидского
царя, создавшего первую
державу в мире. Этим име-
нем и названо с. Куруш.
Курды — Курдистан,
Курелия — Гурелия.
————————————————————————————————————————————
64. ЛАКЕДЕМОН — «издающие вопли, кричащее, поющее, «лакъа лакъ» — звенящее
звенящее медью божество» медью, т.е. стуки, звуки;
Лак/цы — народность Дагес-
тана, славящиеся изготов-
лением медной посуды.
————————————————————————————————————————————
65. ЛЕЛЕГ — персонализация и олицетворение перво- «Леги» — название рода
предка особой народности, потомки кото- племени Кавказской Ал-
рой были лидийцы и хеттская народность бани, т.е. лезгины.
лулаху. Лелеги покинули Южную Грецию
в конце третьего тыс. до н.э.
————————————————————————————————————————————
66. ЛОГОС — Гермес получил от Мнемосины дар давать «лагь, лагьун» — говорить,
имена понятиям, понятия сопрягать в суж- (греки часто «а» произно-
дения, суждения нанизывать в связную сят как «о»).
речь. Поэтому Гермес считался владыкой
слова, словосочетания, предложений и
связной речи.
————————————————————————————————————————————
67. ЛОКРИДА — историко-культурная область в Средней — следует иметь ввиду
Греции, населенная локрами. нардность лаков (и поныне
как близкие соседи лезгин
в Дагестане), см. принцип
«о-кания».
Имя лаков встречается в
др. времена; см. на картах
1100 г до н.э.; гос-во Лаки
рядом с гос. Кумухом; зна-
менитый царь Ассирии
Саргон никак не мог их
покорить.
68. МАЙА — «матушка, кормилица». «мам ма» — бери грудь, т.е.-
мама;
«ма йа» — бери / получай,
т.е. — кормилица.
————————————————————————————————————————————
69. МЕДЕЯ — «ведунья, ведьма, знахарка, волшебница»-? Не верно. Ошибка допу-
Дочь царя Аета, помогшая Иасону овладеть шенная на русском языке
Золотым руном и бежавшая с ним в Элладу. в произношении самого
Имя Медеи в античной литературе символи- этого имени и привела к
зировало магию и чародейство, стол свойст- путанице; имя должно
венные персидскому и мидийскому сосло- называться Метея, а не
вию магов. Но данное имя может быть одно- Медея. И трагедия Еври-
коренным с древним этническим наимено- пида называлась -«Метея»
ванием мидийцев (мада), особенно учиты- что и соответствует содер-
ваяя имя сына Медеи — Меда. жанию произведения.
Ведь эта трагедия имеет
свой главный смысль, что
часто страсть берет вверх
над долгом и договором.
См. лезг. яз «метер я»-
-договор, взаимосогласие;
давать клятву;
«мет» — колено;
(лезг. поговорка -«ша чна
метер я» — давай заключим
договор. При этом обычно
положено сесть обоим сто-
ронам друг против друга и
смотря в глаза, обязательно
опираться коленями друг
. другу. И поныне этот обы-
чай встречается у лезгин; и
при настоящем проведении
мусульманского обряда
сватовства «Никягь»
От этого слова образованы
и другие значительные
слова мировой известности
Митраизм — культ Митры
древних римлян;
Митра — название головно-
го убора христианского
первосвященника;
Саммит — заседание глав
государств для заключения
договоров.
Парамита — (санср., пали)
совершенство, т.е. подго-
товка к нирвану.
————————————————————————————————————————————
70. ОГИГСКИЙ ПОТОП — старейший на памяти эллинов «о гиг» — ось, вертикаль,
всемирный потоп, случившийся во вре- высокий, см. Лезг. Словарь
мена царствования Огига (рост которого
приравнивалась 420 см) в области буду-
щих Фив Биотийских (возможно водами
озера Копаида).
————————————————————————————————————————————
71. ОКЕАН — «быстрый в движении», олицетворение «оку ан» — буквально, смо-
небесной силы западной видимости све- три туда, то, кругом, про-
тила Венера. Издавно ассциировался с тивоположное.
земной гидросферой. Гомер называет В древности и окружающее
Океана и Тефию родоначальниками всех над головой небо тоже
богов. Океан имеет телесное воплощение называли океаном.
на Земле как величайшая река в мире
( иногда отождествляется с Нилом). Еври-
пид первый называет его морем; Геродот
принимает его за мировое море, и зто его
мнение разделяют все философы, приз-
нающие шарообразность земли ( Платон,
Аристотель). Со времени Аристотеля Оке-
ан считался внешним большим морем в
противоположность морю внутреннему.
Его изображают очень опасным и почти
невозможным для плавания.
————————————————————————————————————————————
72. ОМФАЛА — царица лидийцев — имя имеет значение «О — ма фал» — небесная
«пуповина». кормилица;
«фал» — принцип накоп-
ления богатства.
В Лидии, как и в государ-
стве Карии со столицей
Галикарнас (красивый го-
род- родина величайших
личностей на земле — Ка-
лимах, Геродот, Аполло-
ний Тианский и др). еще
долгие годы сохраняли в
своей речи, особенно в
письменности как слова,
так и корни лезгинского
языка. В Галикарнасе есть
один из Семи Чудес Света
— Дворец Мавзола, чьим
именем назван Мавзолей.
————————————————————————————————————————————
73. ОНЕЙРЫ — сновидения. Буквально, см. лезг.яз
«Анай/ ра» — Оттуда
————————————————————————————————————————————
74. ОРФЕЙ — возможная этимология имени из индоевро- «гьар фей» — для каждого,
пейского orbh-ew — «сиротский, происхо- каждому, разным, в раз-
дящий от сироты». Орфей — это личность ные стороны (что соответ-
учителя или персонификация династии ствует вышесказанному
просветленных учителей, живших в Пие- содержанию имени героя.
рийской области Македонии в эпоху похо- Восточная Доктрина со-
дов Геракла, Диониса и плавания аргонав- общает, что Орфей был
тов (первая четверть или треть второго ты- родом из Индии.
сячелетия до н.э. Орфей стал первым вели-
ким посвященным и учредителем обрядов
таинств посвящения в эзотерическое зна-
ние в Эгеиде, преобразовав и усовершен-
ствовав унаследованную от первобытной
древности систему инициаций юношей.
Орфей не почитал Диониса, считая вели-
чайшим богом Гелиоса и называя его Апо-
аполлоном, Разгневанный Дионис наслал
на Орфея менад. Они растерзали Орфея,
разбросав повсюду части его тела, собран-
ные и погребенные затем музами. Смерть
Орфея, погибшего от дикого неистовства
вакханок, оплакивали птицы, звери, леса,
камни, деревья, очарованные его музыкой.
По версии Овидия вакханки растерзали
Орфея и были за это наказаны Дионисом:
превращены в дубовые деревья.
Следует напомнить, что Эзотерическая
Наука сообщает нам устами великой
Е.П.Блаватской о том, что Орфей будучи
посвященным, переселился из своей роди-
ны Индии в Грецию.
————————————————————————————————————————————
75. ОРХОМЕН — древний город в Беотии, руины которого «арха» — глава, главен-
находятся близ современной деревушки ствовать; ведущий.
Орхоменос. Был главной и сильной кре-
постью в середине 2 тыс. до н.э. Орхомен
и Фивы издавно враждовали между собой.
————————————————————————————————————————————
76. ОСТРОВ ЭРИТИЯ — древнегреческое «красная». Скорее «яру ти/й я» — красные
всего это, как и острова Блаженных, пере- действительно;
носное обозначение планеты или яркой «яру» — красный, пурпур-
звезды красного цвета (Марс или Антарес). ный.
————————————————————————————————————————————
77. ПАН — убедительной этимологии не предложено. «па/й АН» — божье
Может быть, это древнегреческое имя срод наделение богатством,
ни древнеиранскому pavan — «хранитель, за- обладание дарами.
щитник» и древнеиндийскому послеслогу (обычный принцип
-pa — «защищающий, созраняющий». Ведь сокращения слова).
Пан — хранитель стад и вообще животных.
Но СЭ «Мифы народов мира» сообщает,
что Пан — сын нимфы Дриопы (древовид-
ного) и Гермеса. Он родился в Аркадии.
Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросше-
го волосами и бородатого. Однако Гермеса
и богов-олимпийцев его вид развеселил, и
они нарекли младенца Пан
————————————————————————————————————————————
78. ПЕЛАСГ — «рожденный морем», олицетворение обо- «пе — лезг (лазг) — т.е.
жествленного предка-родоначальника не- морские лезги;
когда многочисленной народности пелаз- См. «пе/ш/ — стихия воды,
гов, заселившей не только Аркадию, но и «Пеш/апай» — название
Фессалию, Аттику, Эгейские острова. Обряда вызывания дож-
дя у лезгин.
(буква «з» в греч. яз. заме-
няется буквой «с»).
————————————————————————————————————————————
79. ПЕЛАСГИОТИДА — «владения пеласгов», так по-гре- «пелазги/риз/ гьалтда» —
чески именовались некоторые области пелазгам принадлежащие.
Греции, в древности принадлежавшие пе-
лазгической народности.
————————————————————————————————————————————
80. ПЕЛОПОННЕС — «остров Пелопа», позднее название «пел» — лоб, видное место,
Южной Греции открытое место.
«па/й» — дар божий, наде-
ление, богатство
————————————————————————————————————————————
81. ПЕРГАМ — кремль Илиона был построен Посейдо- «пер- га — м/а» — познавать
ном, получившим в наказание за заговор все до основания, перево-
против Дия (Зевса) земное воплощение в рачивать вверх дном для
теле наемного строителя. Принято счи- получения добра и раздачи.
тать, что катастрофическое землетрясе- см. «пер гун» — вспахивать
ние уничтожило строительный слой
Троя 6 (около 1250 г.до н.э.). И мифы со-
общают о мести Посейдона Лаомедонту.
В греческой мифологии Пергам —
младший сын Неоптолема и Андромахи.
После смерти Неоптолема Пергам и Ан- Это Пергамское государство
дромаха переселились в Малую Азию, затем сменилось в гос-во
где Пергам основал город, названный им под названием Азия (Асия-
Пергамом. (По другой версии он переи- верховный бог пелазгов); и
меновал в Пергам мисийский город Тев- это название маленького
франий после того, как убил в поединке государства затем было пе-
царя Арея). ренесено на название всего
континента.
————————————————————————————————————————————
82. ПЕРС, ПЕРСЕЙ — «утрата» ?, олицетворение небытия, «пер» — копать, углубиться
Владыка теней умерших до Аида-Плуто- Это лезг. слово отражает,
на. А Персей — «относящийся к Персу», как мы видим, «нисхожде-
олицетворение мистериального героя ние души героя в царство
цикла мифов о нисхождении души героя теней».
в царство теней. Миф об Андромеде и (см.- вайнахск. след)
Персее много старше времени жизни Да-
найца Персея, он был принесен в Аргос
еще Данаем и Данаидами лет за 300 до
его рождения. В греческой традиции
произошло слияние мистериального ми-
фа о герое Персее с храмовыми мифами
нильских Хеммисов.
————————————————————————————————————————————
83. ПОСЕЙДОН — олицетворение стихийного проявления «пеш» — как символ расти-
морской природы, бури, урагана, земле- тельного царства и олицет-
трясения, цунами. Он темнокудрый, объ- ворение стихии воды;
емлющий и держащий землю властитель «дон» — протокавказское
моря и всех морских богов, имеющий обозначение всех вод:
свой дворец в глубине моря, самим Зев- моря, реки, озера и т.д.,
сом признаваемый старейшим и мудрей- это название сохранилось
шим из богов. Все морские явления про- у осетин в названиях рек;
исходит от него: он посылает бурю и ус- и древнее название реки
покаивает волны…а если он в гневе уда- «Танаис» есть река -Дон
ряет по морю своим страшным трезубцем,
то поднимаются кипучие волны, поглоща-
ют корабли, затопляют страны и погреба-
ют в своих недрах города. Как колебатель
земли Посейдон производит зелетрясения
и своим трезубцем рассекает скалы.
В древние пеласгические времена По-
сейдон был не только богом моря, но и
богом всех вод, распространенных на зем-
ле и вокруг нее; он дает начало источни-
кам, рекам и озерам. Супругой Посейдо-
на была Океанида Амфитрита;
Своим родоначальником его полагали
данайцы, египтиады, финикийцы, кили-
кийцы, кадмейцы, минойцы, вообще все
Агенориды. Поклонение Посейдону было
в Греции повсюду, но в основном он по-
читался на побережьях и островах; осо-
бенно богатым местами его почитания
был Пелопоннес. Посейдону были посвя-
щены конь и дельфин, а из деревьев -сос-
на, по причине ее темно-зеленного цвета,
цвета моря, и поэтому из нее строятся ко-
рабли.
Он величествен и силен, но ему не достает
спокойного величия Зевса, с которым он
имеет семейное сходство.
————————————————————————————————————————————
84. ПОТОК ЭРИДАНСКИЙ — Этимология гидронима не «эридан» — буквально,
определена. Поначалу Иорданом древние крупный,
Критяне называли одну из речек Западно-
го Крита, жители Элиды — в своей облас-
ти, а представлении фессалийских элли-
нов Эридан тек к западу от эпирских бе
регов, т.е. соответствовал Ионийскому
Понту и Адриатике. Ио и куреты во вре-
Мя возвращения из Индии назвали Иар-
Данном реку Иордан. В позднейшие вре-
Мена Эриданом иногда называли и Ат-
Лантический океан.
————————————————————————————————————————————
85. ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии сын титана Йапе- Про-мет/ей см. лезг. яз.
та (см.Яфет, отсюда и яфетические языки) «Пара — мет/ей, где:
двоюродной брат Зевса. Мать — океанида «Пара» — много, сильно,
Климена (по другим вариантам: богиня очень, крепко и т.д.
правосудия Фемида или океанида Асия). «Мет» — колено.
Братья Прометея — Менетий (сброшен Зев- Еще в недавние времена
сом в тартар после титаномахии), Атлант- у кавказцев, в частности,
(в наказание поддерживает небесный свод), у лезгин, существовал
Эпиметей — супруг Пандоры. Среди детей обычай при заключении
— Девкалион, супруг Пиры (дочери Эпиме- договора между двумя
тея и Пандоры. Имя Прометей означает сторонами садиться друг
«мыслящий прежде». «предвидящий» в против друга и при этом
связи с производным от индоевропейско- обязательно опереться
корня me-dh (men-dh) т.е. — «размышлять, друг другу коленями и
познавать» (? — В.Д.Г.). смотреть друг другу в
Эллин — сын Девкалиона и Пиры сохраняя- глаза. Следы этой самой
ет свои первоначальные благодетельные архаической формы за-
функции и включается в систему родствен- ключения договора про-
ных отношений новых богов. Прометей не слеживается ныне у лез-
участвует в титаномахии, противится на- гин и при проведении ре-
сильственным титанов против олимпийцев лигиозного обряда регис-
и даже добровольно вступает с олимпийца- трации обряда (Может
ми в союз, противопоставляя себя бывшим быть в этом кроется от-
сородичам. Прометей хтонического проис- носительно их низкий
хождения, (по его словам он сын Геи — Зем- процент семейных раз-
ли, отождествляемой с Фемидой. Мудрость вводов). И призыв «Ша
полученную им от своих прародителей он чна метер я!» означает:
использует, покровительствуя жалкому ро- «Давай заключим дого-
ду людей, создателем которых он является вор».
по целому ряду свидетельств. Прометей Прометей — значит креп-
дейтвует на заре олимпийского периода ко стоящий на своей пози-
греческой мифологии в процессе ее труд- ции, не уклоняющийся от
ного становления и борьбы с «чудовища- долга и обязенности.
ми прежних времен» и установления влас- Широко распространен-
ти Зевса. По воле Зевса Прометей ( вместе ные слова «Митинг»,»Са-
с Епиметеем), как древнейшее божество, мит», «Митраизм», «Ми-
сам вылепил первых людей из земли и воды. тра» также имеют эту же
Именно Епиметей виноват в беззащитности лезгиноязычную ориента-
людей, так как истратил все способности к цию (этимологию).
жизни на земле на животных, поэтому Про-
метей должен был позаботиться о людях.
Увидев, что все животные заботливо всем
снабжены, а человек » наг и не обут, без ло-
жа и без оружия», Прометей крадет «пре-
мудрое умение Гефеста и Афины вместе с
огнем, потому что без огня никто не мог бы
им владеть или пользоваться (имеется в ви-
ду технический прогресс). Научить людей
жить обществом Прометей не сумел, так как
не мог войти во владения Зевса, обладающе-
го этим умением. Не сумел он им вложить
стыд и правду, которые ввел среди людей
Зевс через Гермеса. Однако совершенство-
вать род людей, им созданный, Зевс не по-
жалел, а решил уничтожить его и насадить
новый. Зевс — родоначальник поколения ге-
роев развитого патриархата. Именно Про-
метею (а не Афине и Гефесту) приписыва-
ется создание первой женщины. Афина да-
же помогает похитить огонь. Прометей
влюбился в Афину, за что Зевс приковал
его к скалам Кавказа.
Прометей вселил в людей «слепые надеж-
ды», но не дал им способности предвидеть
свою судьбу и тем самым развил в них
стремление к постоянной деятельности и
забвение горестей.
В античности существовала традиция осу-
дительного изображения Прометея, как со-
вершившего «злой обман», принеся огонь,
что послужило развитию губительных по-
следствий. Создавая человека, он вложил в
него «злобу» и «безумие» льва; Прометей
заботился только о его теле, и отсюда все
беды человеческой жизни и вражда среди
людей.
————————————————————————————————————————————
86. ПРОТОГОН — «первородный, перворожденный», опре- про — пра — т.е. лезг -«пара»
деление Эрота. — много, давно,
«гун» — (гон) — являться,
быть, получить
————————————————————————————————————————————
87. РА — в египетской мифологии бог Солнца, влас- «Ра/гъ — солнце
телин вселенной. Центр его культа — город Гелиополь — см.:
Гелиополь. Как и многие другие солнечные гел — «гел», т.е. линия,
божества, воплощался в образе сокола, изо- луч солнца и т.д.;
бражался человеком с головой сокола, увен-
чанной солнечным диском. Во многих еги-
петских текстах РА называют дневным сол-
нцем (в отличие от Атума — вечернего, и «А тум» — божий запас для
Хепри — утреннего). Древние греки отож- нового всхода (восхода);
дествляли РА с Гелиосом. Хепри — от лезг. яз. «кьепI»
т.е. люлька, колыбельня.
Реке Волге в начале н.э.
лезгинские миграционные
ветьви дали свое название
Ра, сохраненное многими
веками официально. См.
РА — Верховный Бог в пан-
теоне русских языческих
богов.
88. РЕЯ — олицетворение небесной силы восточной Рагъ йа — см. оплодот-
видимости светила Сатурн, иносказатель- воряющую энергию сол-
ное наименование воздействия Сатурна нца (олицетворяющая).
на земную природу. Ассоциировалась с
женской плодовитостью.
————————————————————————————————————————————
89. САТИРЫ — убедительного толкования имени так и не «са/д тир» — как одно,
предложено, оно лежит в основе латинско- похожие, одинаковые
го теонима Сатурн. Это позволяют допус- Са — и на санскрите один,
тить предположение о том, что первона- первый, единство и т.д.
чально сатиры были свитой Крона во вре-
мена золотого века. Сатирами в поздней-
ших греческих мифах спутников Диони-
са, буйной и необузданной жизни сынов
природы в вакхическом кругу, они в более
низкой, чисто чувственной форме пред-
ставляют то, что мы находим в Дионисе
( Вакхе) в благородном, нравственно-чис-
том виде. Их внешний вид представляют
собой козлов, облагороженных человечес-
кими чертами: они имеют растрепанные
волосы, тупой вздернутый нос, заострен-
ные уши, похожие на козьи, хвост козий
или лошадиный. Будучи ленивыми и не
имея ни охоты, ни способностей к труду,
они развлекаются танцами и игрой; музы-
ка, любовь и вино — их друзья. Подобно
божествам таинственной природы, бли-
зость внезапно с ужасом ощущалась в лес-
ной глуши, бродили и Сатиры, наводя на
людей страх и ужас. В позднейшее время,
особенно у римских поэтов, различие меж-
ду Сатирами, панами и фавнами совершен-
но сглаживается.
————————————————————————————————————————————
90. СИРИЯ — в те времена еще так не называлась. Дан- само слово «Ассирия»
ное название образовалось путем упроще- образовалось от имени
ния наименования Ассирия уже после верховного бога древ-
610 г. до н.э. пелазгов — Асия,
распространенного в
странах бассейна Эгей-
ского моря и Малой
Азии; да и само название
М. Азии, также восходит
к тому же имени бога.
Этим именем еще
раньше называлась страна
со столицей Троя — Азия,
расположенная на сев-зап-
адном побережье М.Азии.
————————————————————————————————————————————
91. СКИЛЛА — «скулящая, как собака, так назывался вы- «с/а кьил а/ла» — как голо-
сокий крутой утес, выдающийся в море, ва; лежит (торчит) голова.
у бруттийского берега недалеко от города кьил — голова,
Скиллея. Мысь теперь называется Шильо. ала — есть, лежит, торчит
При недостаточном развитии мореходства
архаического времени воображение поэ-
тов преувеличило опасность прохода ко-
раблей мимо Скиллы. То же самое можно
сказать и о Харибде, отстоящий (по Гоме-
ру) от Скиллы на расстоянии выстрела из
лука. С мысом гомеровский миф
соединяет представление о морском
чудовище, Скилле, грозившем кораб-
лям гибелью. Скилла, дочь Кратаида, шес-
тиголовое лающее чудовище, обитавщее
в одноименной приморской скале против
другого чудовища. Харибды, и пожирав-
шее проплывавших мимо мореходов. Так
же именовалась дочь мегарского царя Ни-
са, предавшая отца из любви к Миною, но
самим Миноем брошенная за это в море.
————————————————————————————————————————————
92. СИВИЛЛА — в греческой мифологии пророчицы, про- «сив/ел ла» — на лезг. языке
рицательницы, в экстазе предрекающие «сив» — рот,
будущее (обычно бедствия). Имя Сивилл- «ла» (см «ала») -слетает с
лы (или Сибиллы) (этимология его не яс- языка, есть.
на), по свидетельству Плутарха («Об ора-
кулах «пифии») впервые встречается у
Гераклита. Первоначально Сивилла — соб-
ственное имя одной из прорицательниц.
По традиции первой Сивиллы, от которой
получили свое имя остальные пророчицы,
была троянка, дочь Дардана и Несо (др.ва-
риант — дочь Зевса и Ламии, имя которой
впервые было дано ливийцами. В Древ-
ней Греции наиболее известной была
Дельфийская Сивилла, но также были
они распространены в Малой Азии, на
островах Эгейского моря, в древнем Ри-
ме, Халдее, Египте, Персии, Палестине.
Известно предсказание Сивилла, что
спартанка Елена принесет гибель Трое..
Считалось, что Сивилла может предска-
зывать на тысячу лет вперед, она якобы
предсказала извержение Везувия, указала
место битвы, положившей конец незави-
симости Древней Греции. Сивиллины
книги, считавшиеся тайными, хранились
особой жреческой коллегией и ими Поль-
зовались до 5 века н.э.
————————————————————————————————————————————
93. СФИНГА — «образ жизни вечной». В древнем Египте см.- египтск.
Сфинкс был духом-хранителем умершего «с/а фи/н кьса»
царя. Его изображения имели лик усопшее- (проход мести)
го фараона и тело льва. Культ Сфинги мог
попасть в Фивы во времена Диониса.
Сфинга олицетворяла духа-хранителя умер-
шего фиванского царя. Низвержение Сфин-
ги с акрополя Фив образно повествует об-
отказе от данного культа египетского про-
исхождения. В греческой мифологии Сфин-
га чудовище, порожденное Тифоном и
Ехидной, с лицом и грудью женщины, тел-
лом льва и крыльями птицы. Насланная
Герой на Фивы в наказание за совершение
Лаем юного Хрисиппа. Сфинкс распо-
ложилась на горе близ Фив (или на город-
ской площади) и задавала каждому прохо-
дивщему загадку («Кто из живых существ
утром ходит на четырех ногах, днем на
двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего
дать разгадку Сфинкс убивала и таким об-
разом погубила многих знатных фиванцев,
включая сына царя Креонта. Удрученный
горем Креонт объявил, что отдаст царство
и руку своей сестры Иокасты тому, кто из-
бавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал
Эдип, Сфинкс в отчаянии бросилась в про-
пасть и разбилась насмерть.
————————————————————————————————————————————
94. ТЕОГОНИЯ — «рождение богов». Свод мифов о проис- Тео — бог) гония +
хождении отдельных божеств и смене це- гония — «гун йа» т.е. —
лых поколений богов. давать, иметь.
Тео — (см. вариант)
Тай я, то есть — как часть,
как равный (- человек
является частицей бога),
Тай О, где О — символ
небосвода, где находится
бог).
————————————————————————————————————————————
95. ТЕЯ, ТЕЙЯ — «богиня» ( ?), олицетворение небесной «Тай я» — т.е. равный, по-
силы восходящего Солнца, иносказатель- добный, достойный.
ное наименование воздействия Солнца
на земную природу. Издавна ассоцииро-
валась с пробуждением всего живого.
————————————————————————————————————————————
96. ТИТАНЫ — вероятно, «властелины, владыки», оли- «ти/й а/та/й Ан» — в прош-
цетворения особых небесных сил, ас- лом появившиеся Оттуда.
тральных энергий светил эклиптики,
иносказательные наименования западной, 2 — вариант: -» ти/й тан» —
особенно вечерней видимости Солнца, бывш. наш фундамент,
Луны и 5 планет, их передвижений, сил основа.
и энергий. Источником древнегреческо-
го мифа о титанах и титанидах является Ближайшее соответствие
астральный миф Гелиадов Родосских и титанам — древнеиндий-
Гелиополя Египетского. После того как ские божества Daitya —
Пифагор обнаружил, что Фосфор и Гес- (Связанность).
пер — разная видимость одного и того же
небесного светила, дальнейшее развитие
системы астрального мифа о Титанах
прекратилось. Позднейшие толкователи,
склонные к прагматизму в воззрения на
мифы, превратили Титанов в дикое, над-
менное, враждебное Зевсу племя на Крите.
Титаны олицетворяют не только астроло-
гические влияния на людей, но и обозна-
чают инвариативные проявления всего
спектра психической энергии. Индоевро-
пейское учение о титанах — основа всех
Позднейших форм астрологии(включая
восточный календарь), хиромантии и ха-
рактерологии.
Никакие реформации религии или веде-
ния культов чужих богов не смогут отме-
нить бытия титанов и их земных инкар-
наций.
————————————————————————————————————————————
97. ТИТАН ИАПЕТ — убедительной этимологии нет. Этим ранним индоевро-
Имя безусловно взято из раннего индоев- пейским языком является
ропейского праязыка в виде заимствова- протокавказский лезгин-
ния; оно зафиксировано в египетском Jpt ский язык законсервиро-
и древнееврейском Yapheth. Этот титан вавшийся в горах Кавка-
олицетворяет преломленную планетой за.
Юпитер энергию Солнца. Юпитер управ- «йапа т/ур» — на лезг. яз.-
ляет созвездием Водолея и Южной Рыбы. получать знания,
С ним тесно сопряжены планеты Уран и понимать; отсюда и наз-
Нептун, а также Плутон. Более того, через вание «Юпитер» -сын
своих сыновей он управляет зимним сол- Гелиоса (солнечного)
нцеворотом (Атлант и Менойт), весенним В Греции во все времена
равноденствием (Прометей), осенним рав- и по сей день словом для
ноденствием (Эпиметей). Обозначения понятия
Иапет является прародителем всего чело- знания используется как и
вечества ( через Прометея, Эмпиметея, в лезгинском языке слова
Девкалиона и Пирру) и эллинских племен йапа тур, йапа ез. А на
в частности. русском языке это звучит
как то нескладно; дослов-
но «в ухо вводи», или
«в ухо налей».
————————————————————————————————————————————
98. ТИФОН — «ураган, торнадо». Иносказательно описы- «Тифин» — опасно, нельзя,
Вается как страшное чудовище первобыт- не попадись, не ходи.
ного времени. Он был отцом разрушитель- Отсюда и «тьфу»- у всех
ных ветров и вместе с Ехидной породил народов (может быть и
пса Ортра, Цербера и Лернейскую гидру. наоборот).
Тифон боролся сЗевсом за владычество над
миром и после ожесточенного боя был по-
ражен молнией и сброшен в Тартар. Греки
в позднейшее время отожествляли Тифона
с Сетом в мифах об Осирисе ( Асар или
Азер — выходец из Куро-Аракской, как са-
мой первой зоны цивилизации нашего че-
ловечества, ставшим в ХII тыс.летии до н.э.
первым царем в Египте со жреческим прав-
лением).
————————————————————————————————————————————
99. ТИХЕ — «удача, случай, счастье». Персонификация «туьке» — случайность,
случайности. (У римлян — ФОРТУНА ). Ее совпадение, удача, мир,
часто изображали на шаре или колесе (сим- счастье.
вол изменчивости счастья), с повязкой на
глазах или лысым затылком (судьбу не ух-
ватишь за волосы).
————————————————————————————————————————————
100. ФАСИС — греч. «появление, точка появления солнца «фа» — лезг.яз. корень
на горизонте», этим именем называли сына слова «физва» — идет, течет
Гелия, отца Колха-родоначальника, и судо- любое движение
ходную реку в Колхиде, берущую свое на- «фа жи» — движение для
чало в Мосхических горах и изливающую- нас (судоходство реки)
ся в Эвксинский Понт в восточной его час- Не зря жители Лазики
ти. В древнейшие времена эту реку считали (др. гос-ва на территории
границей между Европой и Азией, позже — нынешней Грузии, или
между Анатолией и Колхидой. Река, носив- др. Колхиды) называли
шая это имя, ныне называется Риони. Имя свою главную реку Фасис
реки и города сохранилось в латинском наз- на своем языке.
вании фазанов (фасийские птицы).
————————————————————————————————————————————
101. ФИНИКИЯ — «страна Фойника», территория современ- Трансформация имени:
ных Палестины, Израиля Ливана, Сирии Пелазги —
до Евфрата. В Финикии в связи с Агенором пелештум —
чаще всего упоминались города Сидон и фелештум —
Тир. (Библейские города). фелестимляне
(Агенор — знаменитый финикийский царь). филистимляне
————————————————————————————————————————————
102. ЕВРОПА — дочь финикийского царя Агенора -стр 84…
Евер — или — Эвер (звать)
————————————————————————————————————————————
103. ЭЛЛАДА (Эллин) — в греческой мифологии царь Фес- Почему-то не замечают
салии, внук Прометея, сын Девкалиона самоназвание самих Эл-
(вариант: сын Зевса) и Пиры. линов — Hellezi.
Эллин — мифический родоначальник элли- Благодарные греки не за-
нов, эпоним Эллады, а сыновья и внуки — были своих предков (пред-
эпонимы основных греческих племен В шественников учителей) —
этиологическом мифе об Эллине подчер- легендарных пелазгов,
кивается общее происхождение греческих сохранив настоящее имя
племен. этих более древних насель-
ников самой Греции. См:
Лезги — лазги — пелазги —
хеллези — лезгины.
————————————————————————————————————————————
104. УРАН — небо, небеса, особенно звездное небо или «У — Ра/гъ/ — Ан»: —
сфера «неподвижных» звезд, У — там, далеко, небо;
Уран — убедительной этимологии имени Рагъ — творящее солнце;
нет, морфологические признаки индо- Ан — те, другие (неподвиж-
европейского вида. Олицетворение сово- ные звезды).
купной энергии, исходящей от небес.
————————————————————————————————————————————
105. ФАЭТОН — в греческой мифологии сын Гелиоса и «фа» (от лезг. яз.»физва»)-
Нимфы Климены или Эос и Кефала, брат т.е. — движение ;
Гелиад. Чтобы доказать свое происхож- «гьатун» — отправляться,
дение от Гелиоса, Фаэтон взялся управ- странствовать
лять солнечной колесницей Гелиоса и
погиб, испепеленный огненным жаром,
чуть не погубив в страшном пламени зем-
лю. К этой теме обращались часто вели-
кие творцы Эпохи Возрождения.
————————————————————————————————————————————
106. ФРАКИЯ — историко-культурная область, в которой см. «фра кйа» — буквально,
теперь сходятся провинции Турции (Ру- — выходить из ямы
мелия), Болгарии и Греции. Так, что прав Л.А.Гиндин,
Следует реконструировать эту диалектную а А. Шапошников одержим
индоевропейскую праформу (troi -> trai) — русофилством и не желает
т.е. — «Тройной (город)», и это не остав- каких то либо заслуг,
ляет места излишним спекуляциям по по- как мы видели выше неод-
воду этимологии имени страны Фра кйа кратно, неиндоевропей-
(см. Л.А.Гиндина). ским языкам. И главная
См. выше № 29 — Афрадита; его ошибка состоит в том,
В Малой Азии существовал культ Матери что современная Академи-
Кибелы, завезенный из Фракии. Фракия ческая наука исключила из
получила свое название от новых последо- «индоевропейской семьи
вателей зтого культа, по имени одного из языков язык своей бабуш-
главных обрядов этого хтонического куль- ки, а именно — протокав-
та — «фра/й кйа», когда (обычно весной) казский лезгинский язык.
посвятившие себя этой Кибеле выходили
из ямы, олицетворяя принцип обновления
и нового рождения.
————————————————————————————————————————————
107. ХТОНИЯ — древнегреческое «рожденная от богини «хтана», «хтун» — вновь
Земли Хтон» и сама древнейшая или ар- вернулся, возродился.
хаическая мифология называется хтони- См. лезг яз. Зун хтана-
ческой. — Я вернулся,
Во времена матриархального рода (пери- Гатфар хтана — Весна
од собирательско-охотнического време- возвратилась.
ни) мир и природа представляют для
первобытного человека некое живое и
одушевленное тело — физическое. А так
как первобытный человек видит перед
собой только Землю с составляющими ее
предметами и Небо, то Земля (греч. chton)
-живая, одушевленная, все из себя произ-
Водящая и все собой питающая, включая
и Небо, которое она тоже из себя здесь
рождает, -есть основа мифологии эпохи
матриархата. Эта мифология и называ-
ется хтонической.
Как женщина является на данной сту-
пени главой рода, матерью, кормилицей
и вопитательницей, так и Земля является
здесь источником и лоном всего мира, бо-
гов, демонов, людей.
————————————————————————————————————————————
108. ЭЛЛИН — родоначальник эллинских племен. Обще- Сами греки (эллины)
принятой этимологии имени нет, хотя себя называют Hellezi —
морфология индоевропейского облика. (хел + лез/г), см. лезги —
Эллины — это искусственное наименова- Лазги — пелазги — лезгины
ние греков. Это название маленького
племени юго-восточнее
Фессалии, занимающие
отдаленный участок (так
называемый «хел», т.е —
отдаленный участок, ру-
кав, ветка.
————————————————————————————————————————————
109. ЭВАНДР — «благой муж», сын Гермеса и Карменты, «Э ван тир» — благой есть
выведший колонию пелазгов-аркадян из (т.е. — Оттуда сообщение,
Аркадии на Палатинский холм (Рим) в звук);
XIV в. до н.э. Ему традиция приписывала См. (сравн.): «Евангелие»-
распространение цивилизации, культов и — Благая весть (Е ван гел)
алфавита в Лации.
————————————————————————————————————————————
110. ЭРИДА — ( яблоко раздора), буквально,- «арада» т.е.-
В греческой мифологии персонификация между, по середине
раздора.Эрида- среди первичных космо-
гонических сил, она дочь Ночи, внучка
Хаоса. Хотя она породила голод, скорби,
битвы, убийства, споры, тяжбы, беззако-
ние, она же породила труд. Эту Эриду
Зевс поместил между корнями земли, т.е.
заставил служить людям. Эрида стала при-
чиной губительного соперничества Афро-
диты, Афины и Геры в Троянской войне,
бросив на свадьбе Пелея и Фетиды яблоко
с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раз-
дора).
——————————————————————————
111. ЭРИНИИ — в греч. мифологии богини мести, рож- «эрин» — гной, отравленная
денной богиней Геей, впитавшей кровь жидкость.
оскопленного Урана. На хтонизм Эри-
нии указывает также и другой миф о рож-
дении их от Ночи и Эреба. Эринний три:
Алекто, Тисифона, Мегера. Они обитают
в царстве Аида и Персефоны, появляясь
на земле, чтобы возбудить месть, безу-
мие, злобу. Эриния Алекто, напоенная
ядом горгоны, вливает злобу в сердце ца-
рицы латинов Аматы, проникает в ее
грудь в виде змеи и делает ее безумной.
В образе страшной старухи Алекто воз-
буждает к бою Турна — вождя рутулов
(см: рутулы — один из древнейших наро-
дов древней Италии, ныне проживающие
в южном Дагестане, относятся к лезгин-
ской группе языков) и вызывает крово-
пролитие. Вид Эриннии отвратителен: это
старухи с развевающимися змеями вместо
волос, с зажженными факелами в руках.
Из их пасти каплет кровь. Эриннии — хто-
нические божества, охранительницы ма-
теринского права. Образ Эринии прошел
щие путь от хтонических божеств, охра-
няющие права мертвых, до устроитель-
ниц космического порядка.
————————————————————————————————————————————
112. ЭРИХТОНИЙ — в греческой мифологии один из первых «эри» — буквально, укруп-
аттических царей, автохтон, рожденный нение, крупный, увеличе-
землей Геей от семени Гефеста и имевший ние;
полузмеинное-получеловеческое тело. Его «хтун»- возвращающаяся
имя указывает на связь с землей (греч. снова с новой весной
chton — см. выше сообщено, eri — интенсив- земля («хтана» — возвра-
ная частица, тилась после зимнего
периода и чтобы снова
стать плодоносной; см. —
отголосок др.греч. пери-
ода матриархатства и со-
бирательства).
————————————————————————————————————————————
113. ЭРОТ — «любовное влечение, страсть». Эрот отож- «эр/кек»-мужское начало,
дествляется с Всемирным тяготением, олицетворяющее энергию,
единой энергетической подосновой всего страсть, желание;
Космоса. Эрот олицетворяет особую пси- «р/агъ/» — солнце, тепло,
хическую энергию и функцию наряду с космическая энергия.
мыслью, чувством, ощущением и наитием.
Эта пятая энергия связывалась орфикамис
любовью и Солнцем, свет, тепло и тяготе-
ние, которого являются всеобщей под
основой всего земного мира.
————————————————————————————————————————————
114. ЭФИР — древнегреческое, горный воздух, верхние » э» — уходящее, в невиди-
слои воздуха, небесная прозрачность. мость,
» фи» — (см. «физва» — т.е.
уходить, улететь, исчез-
нуть.
Эф — обычно издаваемый
звук у всех народов при
появлении плохого запа
ха.
————————————————————————————————————————————
115. ЭХИДНА — в греческой мифологии, чудовище, полуде- «екъи» — шершавый
ва — полузмея, дочь Форкия и Кето, внучка «йакъ/ад на» -схватывает,
земли Геи и моря Понта, прекрасна ликом, кусает, убивает.
но ужасна в своей змеиной сущности, зале-
гая в пещере под землей, вдали от богов и
людей. Эхидна — родоначальница чудовищ,
рожденных ею от Тифона и Гериона; это —
собака Орф, Кербер (Црибер), Сфинкс, лар-
нейская гидра, химера. Эхидна — хтоничес-
кое божество, сила которого, воплощенная
в его потомках, была уничтожена великими
героями Гераклом, Беллерофонтом, Эдипом,
знаменуя победу героической мифологии
над тератоморфизмом.
————————————————————————————————————————————
116. Акрополь — возвышенное место в городе, где находи- А- кра/р -поль
лись храмы главных богов и проводились в буквально, — «Городок
их честь священные действия, а также мисте- для божественных
рии посвящения (инициации). дел».
«А» — первозданное, бо-
жественное, «кра»-
кар — дело, работа.
«Поль- т.е. полис,
лезг.яз. — па/й/ +/а/ла, т.
е. наделенная земля,
пай- доля, дар от бога,
ла — земля (см. тлар- за-
запасная необрабатыва-
емая земля.
Продолжение следует
Дарвин ВЕЛИБЕКОВ