Согласно языку, мифологии, эпосам, легендам, сказкам лезгин, правителя своей страны они величали титулами «шар» («шарвал»). Слово «шар» и на шумерском, и на восточно-семитском языках имеет значение «царь». Еще во второй половине III тыс. до н.э. Саргон Древний (2316-2261 гг. до н.э.), когда объявил себя правителем Нижней Месопотамии, присвоил себе имя «Шаррум-кен», означающий «царь-истина». Вероятно, алародийцы (предки нахско-дагестанских народов: хурриты, урарты, касы-каспии, кутии и др.) этот термин заимствовали от шумеров. Слово «шар», согласно фольклорным текстам лезгин означает «правитель», «царь»[1]. Правители Каспианы (доалбанское государственное образование на территории Восточного Закавказья) величали себя титулом «шар», так как место их захоронений до сих пор известно под названием «Шара-кун»[2]-«долина царских курганов», между пос. Белиджи и Касумкентом. Д.М. Атаев, М.И. Пикуль, О.М. Давудов и др. исследователи связывают с каспиями Шаракунский могильник[3]. Соответственно в этих погребениях захоронены племенные вожди, правители Страны каспиев. По мнению исследователей, Шаракунское урочище относится к эпохе бронзы[4].
Титул «шар» остался не только в лезгинском языке, мифологии, героическом эпосе (Шар-Вили), но и встречается в труде Моисея из Дасхура (царь леков Шар Гир). Не исключаем, что встречаемое в «Ахты-наме» имя Шах Бани является искаженным вариантом титула «Шар Албании», так как название страны в форме «Бани» встречается и в других источниках. Имеется прямое указание и о том, что в древности Ласжистан – страна лезгин – называлась Банией (т.е. Албанией)[5].
В источниках сохранен титул албанских правителей в форме «эраншах» (впервые встречаются у Моисея Хоренского, написавшего свой труд на рубеже V-VI вв.). По мнению Б.А. Улубабяна, араншахики (эраншахики) управляли в правобережной Албании. А в левобережной Алба- нии в I в. н. э. утвердилась другая династия и продержалась там до 428 г.[6] Какой титул носили правители Мушкюра (восточная часть левобережной Албании), исследователь не уточняет, но в переводах источников (Моисей Хоренского, Бузанда, Моисея из Дасхура) Санесан (правитель Мушкюра, а также и Албанской конфедерации-IV в.) назван царем.
В сасанидский период появляется титул «шах». Ибн Хордадбех (IX в.) сообщает, что первый сасанидскнй царь Ардашир I (224-240 гг.) величал титулом шаха ряд правителей Восточного Закавказья: Азарбазкан-шах, Барашкан-шах (возможно, Баласаканшах), Аллан-шах (Муган), Армениан-шах, Филан-шах, Ширийан шах (вариант: Ширан)[7]. С именем сасанида Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) связывают организацию вассальных владений местных князей с целью укрепления северных границ от набегов кочевых племен. Арабский автор IX в. ал-Балазури сообщает, что Хосров I Ануширван выбрал царей и назначил их, предоставив каждому из них шахство над отдельной областью. «Из них были: хаган Горы, т.е. владетель Сарира (слово «серир» дословно означает «трон») с титулом Вахрарзан-шаха и царь Филана, он же Филан-шах и Табарсаран-шах, и царь ал-Лакзов[8] с титулом Джурджан-шах, и царь Маската, царство которого теперь не существует, и царь Лирана с титулом Лиран-шах и царь Ширвана, именовавшийся Ширван-шахом. И утвердил он властителя Бухха над Буххом (область в северо-западной части исторической Албании) и властителя Зирикирана над Зирикираном. И утвердил он царей горы Кабк в их владениях и заключил с ними мир, обязав платить ему подати» [9].
Форму легитимизации прав местных царей на власть описал Хамза ал-Исфахани: Хосров I Ануширван «одарил каждого из предводителей в день назначения его на охрану определенной ему пограничной области кафтаном, разрисованным различного рода рисунками. Предводитель носит титул по названию того рисунка, что на кафтане. Так появились титулы баграншах [10], ширваншах [11](шираншах), филаншах [12], аланшах» [13], «лираншах» [14]. В этот список можно добавить фиксированные в источниках титулы албанских княжеств «хурсаншах» (или «хирсан- шах») [15], л.баншах (лбиншах) [16], лайзаншах [17] (лираншах), варданшах [18], бабраншах [19] (батуншах, табуншах) и т.д. Вместе с этими титулами в источниках употребляются также титулы, не связанные с персидскими кафтанами: «араншах» [20] (эраншах) и «табасараншах» [21] (табарсараншах). Балазури называет царя ал-Лакзов с титулом «джурджаншах» [22]. Арабский автор не называет персидский титул «царя Маската, царство которого теперь не существует» [23]. Исследователи предполагают, что правитель Маската имел титул «батуншах» или «табуншах», возможно, «бабраншах» [24].
Одно бесспорно: в сасанидский период древний титул «шар» (шарвал) постепенно заменяется персидским титулом «шах». Не исключаем, что и «шар», и «шах», и «царь» имеют одно происхождение — шумерское, но разное произношение у разных народов. В отношении правителей Кавказской Албании в античных источниках встречаются титулы «царь», «басилевс», «рекс», «князь» (стратег, глава войска и князь албанский). Если учитывать, что Албания была конфедерацией княжеств (скорее всего этнических), тогда надо мириться и с тем, что в разных царствах, в разные исторические периоды пользовались разными титулами правителей. В отноше- нии албанских областей (особенно в отношении правителей западных областей Албании) в армянских источниках встречаются титулы «арка» [25], «та-гавор», «мелик», в грузинских-«мене» [26], эриставы, дидебулы. В арабский период доминируют титулы «малик», «хаким», «шамхал» (шахбал, шевкал), в монголский и позже – «хан», «бек», в сефевидский период – беклербек (Ширване, Шеки) и т.д., одновременно появляются титулы «эмир» (у лезгин), «михдар» (у агульцев), «майсум», «кади» (у табасаранцев), «султан» (у цахур) и др.
После вхождения в состав России (1813 г.) появились губернаторы, начальники уездов и т.д., в советский период (1917-1991 гг.) — наркомы, министры, райкомы, исполкомы, директора, председатели и т.д., а в постсоветское время (1992 г. и позже) -главы муниципальных образований (в России), главы исполнительной власти (в Азербайджане), а также в некоторых государственных, коммерческих компаниях и общественных организациях — президенты.
Использованная литература:
1. Древнеалбанская книга // Яралиев Я.А. Алупанская (кавказско-албанская) письменность и лезгинский язык. Махачкала, 1995. С. 119-147 и др.
2. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов (c древнейших времен до начала ХIХ в.). Махачкала, 1967. С. 22.
3. История Дагестана. М., 1967. С. 103-106; Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени. Махачкала, 1996. С. 233.
4. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана (с древнейших времен до конца ХV в.). Махачкала, 1996. С. 51.
5. «Дербент-Намэ», Тифлис, 1898, С. 52, прим. 35.
6. Улубабян Б.А. К вопросу о царской династии Агванка. ВОН. 1971. № 7. С. 60-62.
7. Ибн Хордадбех. Книга путей и государств // Караулов Н. А Сведения арабских писателей о Кавказе. СМОМПК, вып. XXXII. Тифлис, 1903. отд. I. С. 13-14.
8. До халифатского периода хороним «Лакз» в источниках не встречается. Здесь мы имеем дело ретроспективным употреблением понятия и реалии своего времени (хороним «Лакз») применительно к более раннему периоду.
9. Баладзори. (Балазури). Книга завоевания стран. Текст и перев. с араб. П.К. Жузе. // Материалы по истории Азербайджана. Вып. 3. Баку, 1927. С. 17.
10. «Багра» на персидском языке «кабан». В.Ф. Минорский предложил чтение «гараншах»-«царь гор». Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963. С. 135.
11. Ширваншах-«шах львов». По ибн Хурдадбеху, титул «ширвааншах» восходит не к Хосрову I Ануширвану, а к основателю династии Сасанидов Ардаширу. См.: Ибн Хурдадбех. Книга путей и стран (перев. с араб., коммент., исслед., указат. и карты Н. Велиханлы). Баку, 1986. С. 17. На всех монетах, чеканенных от имени Фаррух Йасара, кроме имени самого правителя, упоминается еще титул шираншах (царь львов). См.: Ашурбейли С. Государство ширваншахов. Баку, 1984. С. 112.
12. Филаншах-означает «царь слонов». Сведения о Филане в источниках чрезвычайно противоречивы. (См.: Аликберов А.К. Эпоха класси- ческого ислама на Кавказе. М., 2003. С. 129-130, 132.). Слон для Восточного Кавказа экзотическое животное, и появление его на территории Кавказской Албании, как подарок халифа князю Джуаншеру в VII в., фиксировано в «Истории Албании» Моисея из Дасхура. Можно предполагать, что, возможно, правитель области Гирдман-родового поместья микранидов (предков Джуаншера) в какой-то период носил титул «филаншах». У арабских авторов отмечен оборонительный рубеж называемый Баб Филаншах. Укрепление локализуется южнее Самура, западнее Мушкура. Это укрепление преграждало путь врагам в горную часть страны. (См.: Велиханлы Н. Арабский халифат и Азербайджан. Баку. 1993. С. 40). Это означает, что княжество Филан находилось в горной части, предположительно на территории Кубинского, Кусарского района АР, Докузпарин- ского и Ахтынского районов РД, и преграждало пут в сторону г. Кабала. Надо добавить, что в источниках встречаются также титулы «киланшах», «джиланшах» и они относятся к территории, расположенной рядом с Табасараном, и, по нашему мнению, не связаны с княжеством Филан, расположенный южнее р. Самур.
13. Ал-рыба, кит на перс. яз. См.: Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003. С. 83.
14. Баладзори. Книга завоевания стран (История Арминии) // Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927. С. 7.
15. Княжество Хурсан был расположен в районе горы Бармак (г. Бешбармак).
16. Л.баншах-правитель Лпинии.
17. Ал-Масуди пишет: «К царству Ширван около горы Кабх примыкает другое царство, которое называется Лайзан, а его царя завут лайзаншах. В наши дни это царство занял царь Ширвана, что он также сделал и с другим царством называемым Муканийа». См.: Ал-Масуди. Мурудж // Приложения. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента Х-Х1 вв. 1963. С. 191.
18. А.К. Аликберов перечисляет три значения слова «вард» (цветок-роза, рыжевато-саврасая лошадь, красно-бурый лев) и добавляет, что «обилие львов в символике Ширвана и владений, вошедших в его состав, необъяснимо и загадочно». См.: Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003. С. 90.
19. Бабраншах-«шах тигров». См.: Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003. С. 90.
20. Эраншах (араншах)-титул возник в значении «правитель племени эров», позже (в халифатский период) приобрел форму «араншах» -правитель Арана (правобережье р. Кура).
21. Табасараншах-правитель Табасарана.
22. Баладзори. Книга завоевания стран (История Арминии) // Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927. С. 7. Интересно отметить, что, как правило, правителей Грузии величали этим титулом (Джуржан Джурзан -это Грузия). Возможно, в тот период северо-западная часть территории исторической Албании, включая и современный район Лагодехи-(ЛекIи-дахи) Грузии, гелы-современные ингилои (дословно: новые гелы) и др. албанские племена были под властью (или под влиянием) Грузии.
23. Баладзори. (Балазури). Книга завоевания стран. Текст и перев. с араб. П.К. Жузе. Материалы по истории Азербайджана. Вып. 3. Баку, 1927. С. 7. Надо добавить, что Мюшкюрское царство было упразднено Сасанидами (462-484 гг. и в 510-628/30 гг.), и отдано марзпанам. Согласно источникам, в 813 г. Маскат (мелькая область расположенная севернее Мушкюра и сопредельная Табасараном и Кайтагом-А. Бакиханов) была захвачена Дербентским ханством. Речь не идет о Мушкюре, которая уже была в составе Шарвана, так как государство Шарван изначально возник на территории Мушкюра, южнее р. Самур, со столицей в г. Шабран. «После упразднения царской власти в Албании около 510 г. между реками Шабаранчай и Гилгильчай, появилось небольшое политическое образование, носившее название государства Ширваншахов». См.: Ашурбейли С.А. Государство ширваншахов. Баку, 1983. С. 16.
24. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003. С. 91.
25. Титул «арка» встречается в отношении Шар-Гира, царя леков. См.: Моисей Хоренский. История Армении. (пер. Н. Эмина). М., 1893. III. С. 37-38.
26. История народов Северного Кавказа. (с древнейших времен до конца ХVIII в.). М., 1988. С. 87.
Фейруз Бадалов,
кандидат исторических наук