— Так почему же ты бросил театр, папа?- спрашиваю я опять.
Он наклоняется к фотографиям и отвечает:
— Так это не театр, это Институт. Бакинский Государственный Театральный институт. Потом задумчиво добавляет:
— Это было замечательное время!.
После, на протяжении всей жизни отец часто вспоминал Баку. Я знаю, что многое в его личности, и в его творчестве сформировалось именно там в Баку.
«В нашей группе было 14 парней и шесть девушек», — вспоминает бывшая однокурсница отца Наида Халикова. Это была специально сформированная лезгинская группа Азербайджанского государственного театрального института. Мы были молоды и веселы. Когда приехали в Баку, нас в своем кабинете встречал ректор Гусейнов Рахид муаллим. Мы так все его называли. Он был самый молодой ректор в то время во всем Союзе. С Айдунбегом до поступления в институт я знакома не была. Когда мы познакомились и разговорились, я с удивлением для себя узнала, что мы еще и с одного села.
С 1966 года и до своей кончины в 1991 году Айдунбег Камилов работал на Гостелерадио Дагестана. Принятый на должность диктора, он постепенно расширял свои творческие возможности и раскрывался как человек одаренный многими талантами. Его красивого тембра баритон можно было узнать из тысячи голосов. Утром он читал последние новости на лезгинском языке и в каждом доме Южного Дагестана, куда он входил со словами: «Пакаман хийирар гьуьрметлу дустар!» («Доброе утро, дорогие друзья!» лезг.)- его знали. В вечернем радиоэфире Айдунбег звучал не только как информационный диктор. Он уже осваивал стезю радиожурналиста, создавал авторские передачи и в концерте, завершающем вещание, часто пел: » Нянхийир, Нянхийир, Хийирар, дустар! Квез гьамиша хийирни хуш хабарар хурай!» (Добрый вечер, добрый вечер, друзья! Пусть всегда у вас будут хорошие добрые новости!»). Эта песня, написанная его близким другом и коллегой Асефом Мехманом, хорошо передает характер отца. Он был очень доброжелательным человеком, великодушным. В людях он видел только положительное, в общении был прост и доступен. Иногда, даже излишне. К нам в гости по его приглашению приезжали люди из разных концов страны. Отцу и в голову не приходило устраивать их в гостиницу. Они жили у нас в нашей трехкомнатной квартире. А однажды отец сказал нам, что у него появились друзья из Грузии, и они к нам приедут погостить. Свел его с ними случай, обстоятельства которого я плохо помню. Оказалось, что семья Гелигашвили разыскивала могилу своего родственника, погибшего в Великую
Все эти встречи потом реализовывались в его журналистском творчестве. Он писал очерки в «Лезги газет», в журнал «Самур», публиковал в них свои стихи и поэмы. Очень часто, отец выступал еще и в качестве ведущего на концертах и других праздниках. Он прекрасно владел словом и никогда не терялся на публике. И это естественно, ведь он прошел сценическую школу в Баку. В городе, который он всегда любил. Помню, по выходным дням, утро наше начиналось под звуки Бакинского радио. И после привычного приветствия «Данышыр Бакы!» (Говорит Баку!) и «сабахин хейир» («доброе утро») звучали его любимые мугамы, музыка Узеира Гаджибекова и Кара Караева. Он был удивительно музыкален. Не владея нотной грамотой, мог подобрать и сыграть на нашем домашнем пианино любую музыку. Играл в две руки и с удовольствием, как профессиональный музыкант. Помню, бабушка Ханум, мать моего отца рассказывала, как в подростковом возрасте Айдунбега послали вместе с сельчанами продавать груши на рынок в Дербент. В начале 50-х годов, их семья, как многие в то время переселились из высокогорного Кочхюра, где он родился, в село Нюгди, где были прекрасные фруктовые сады. Вечером с рынка вернулись все, кроме Айдунбега. Когда кинулись его искать, то выяснилось, что за вырученные деньги он купил себе гармошку, и, боясь гнева отца, где то прячется у друзей. Это был его первый музыкальный инструмент. На гармони отец играл всегда. У него были в Туле друзья — мастера, которые делали прекрасные национальные гармошки, инкрустированные перламутром.
За двадцать пять лет работы на радио отец был диктором, журналистом, автором и редактором радиопередач. Он писал стихи и поэмы на родном языке, делал переводы стихотворений других дагестанских поэтов. Писал статьи и очерки в газеты и журналы. Он был поразительно работоспособным.
В фондах Дагестанского радио хранится 60 песен в его исполнении. Около десяти песен были написаны на его стихи. А на телевидении в 80-х годах была передача «Добрый вечер», ведущими которой были Айдунбек Камилов и Ризабала Агабалаев, а режиссером этой передачи был Фатах Курбанов. Друзья по бакинскому театральному институту и однокурсники впервые работали вместе спустя много лет. Передача имела успех и ее ведущие Хабарали и Тохтаали стали любимыми персонажами дагестанского телевидения.
В 48 лет отец тяжело заболел. Врачи поставили диагноз: «цирроз печени». Через два года ровно в 50 лет он ушел из жизни. Последние стихи отец писал в больнице, вернее, он уже не мог их писать сам. Он диктовал их маме, а она записывала. Они были полны разочарования и сожаления. Он сожалел о том, что мало общался с нами, с детьми и семьей. Свои последние стихи отец еще при жизни объединил в цикл «Хцикъ галаз суьгъбет» («Беседа с сыном»). Вот 2 четверостишия одного из стихотворений:
Икъван гагъди ви ад вине хьаначт1а,
Чи дагъларин шуьрбетар на хъваначт1а,
Багъри аваз, адахъ ви рик1 каначт1а,
Тахсир зид я, вак гьич тахсир квач, бала.
Вердиш тушт1а чи дагълара векь ягъиз,
Алакь тавун к1ел гваз катзвай лекь ягъиз,
Я тахьайт1а намуссуздан хъвехъ ягъиз,
Тахсир зид я, вак гьич тахсир квач бала…
Коль до сих пор сделать имя не сумел,
Наших гор богатств еще не разглядел,
За своих родных душой не порадел,
Нет твоей вины, вина — моя, сынок.
Если не привык к тяжелому труду,
И не сможешь в горах дать отпор врагу,
Постоять за честь не сможешь ты, к стыду,
Нет твоей вины, вина — моя, сынок.
(пер. с лезг. Г.Гасановой)
— Расул Гамзатович, Вы много лет возглавляли Союз писателей республики и, наверное, знали и помните всех творческих людей нашего города. А Айдунбека Камилова Вы помните?
На что Расул Гамзатович, слегка улыбнувшись, ответил:
— «Конечно, помню, он же народный артист Дагестана!»
Не был Айдунбек Камилов ни «народным», ни даже «заслуженным» артистом при жизни. Не было в его характере ни чинопочитания, ни стремления получить самому какой-либо чин или привилегию. Но я заметила, что его в народе помнят. Я бы даже сказала, что в наши дни возрождается интерес к его личности и творчеству. Память и признание — это было бы для него самой высокой наградой. Потому, что он и в самом деле прожил свою недолгую жизнь как настоящий, пусть и не признанный, лезгинский артист.
Гулера Камилова,
журналист.