На разных этапах своего формирования и развития на религиозно-мифологические, в том числе космогонические представления предков лезгин повлияли:
— мифологии шумерийцев, аккадцев, египтян, ассирийцев, хеттов и других этнических общностей анатолийско – эгейского мира. Одновременно надо обязательно отметить, что религиозно-мифологические представления предков нахско-дагестанских народов (известные в науке как крито-минойская, хурритская, алародийская и т.д. цивилизации), в свою очередь оказали влияние на вышеназванные и др. культуры. Доказательствами сказанного могут быть: существование в лезгинской мифологии божеств двух поколений – образов богини-матери (ЧIехи Яд – Большая Вода) и первотворца (Кьуд нав алай Ван – Четырехцветный голос), с одной стороны, и богов второго поколения (Рагъ, Алпан, Варз и др.) с другой, напоминающих шумеро-аккадскую мифологию; образ умирающей и воскрешающейся богини растительности Яр, сравнимый с образами Осириса (Древний Египет), Адониса (Финикия), Аттиса (Малая Азия), Диониса (Фракия, Греция) и т.д.; образ бога зла Седа – Афата, сопоставимый с Сетом в египетской мифологии; образы бога морей, рек, озер Эрена и Эрен вахар (Сестры Эрен), очень напоминающие бога Нерен и нереид в греческой мифологии и т.д.
— религиозно-мифологические представления соседних иберских и переднеазиатских племен. Об этом свидетельствует идентичная мифологическим представлениям грузин модель мира, разделенного на небесный, наземный и подземный миры; явная близость слов, имеющих значение «жрец» в грузинских и лезгинских языках: «хуци» (груз.) хъунци (лезг.); близость представлений об образе священного быка, держащего Землю в рогах, с урартской мифологией и т.д.
— зороастрийская мифология. Ее влияние стало заметным начиная с середины 1 тыс. до н.э., в связи с вхождением территории Восточного и Центрального Закавказья в состав империи Ахеменидов. Вероятно, идея вечной борьбы добра и зла, присущая религиозным представлениям древних народов Передней Азии, в том числе и астральной религии алародийцев, и заимствованный позже основателями зороастризма (как известно, индоарийцы – поздние переселенцы иранского нагорья), общие для обеих религиозных систем некоторые персонажи низшей мифологии (аждаха, дэвы и др.), свидетельствуют о контактах и заимствованиях. Позже — в V веке н.э., сасаниды пытались внедрить в странах Закавказья, в том числе и на территории Кавказской Албании, зороастризм как государственную религию, но безуспешно.
— христианская мифология. Дошедший до нас исторический документ – «Канонический устав Вачагана, царя Албании», принятый в 387 г. (по мнению некоторых авторов в 485-487 гг.), свидетельствует об ожесточенной борьбе христианских идей с языческими верованиями народов Кавказской Албании. Видимо, под влиянием христианства у лезгин возникли представления о рае и аде (эти представления не очень четко, но существовали и в астральной религии лезгин, и в зороастризме), также об образе христианского бога, под именем «Албис» или «Албес».
— мусульманская мифология. В 40-х годах VII в. в нашем регионе появились арабские завоеватели, которые принесли новую идеологию (религию), а с 704 года начали внедрять ислам на территории лезгиноязычных народов. Ислам внедрялся в обстановке неприми- римой вражды, которая распространялась и на область культуры. Все домусульманские, доарабские письмена уничтожались так же, как и изображения живых существ, в том числе идолы языческих богов. Под влиянием мусульманской мифологии, в последующие века у лезгин возник образ Аллаха, с ипостасями Фелек, Ребби, Аллагь-Ба (последное имя представляет тандем творца в исламе и первотворца в раизме — астральной религиии лезгин) и т.д.; появились некоторые персонажи низшей мифологии – гурии, джинны, шайтан, иблис и др.
Образ Первотворца
Согласно дошедшим до нас религиозно-мифологическим представлениям, вселенная является результатом первотворения. В фольклорных текстах, языковом материале, а также в классической поэзии упоминаются множество имен первопредка, первотворца, к которому обращаются с молитвами (иногда обвиняют в бедах): «Гъуцар-дидеяр» («Языческие боги-матери»), «ЧIехи де» («Старшая мать»), «Яру де» («Красная мать»), «Цавар» («Небеса»), «Цавар-чилер» («Небеса-земли»), «Вини цавар» («Верхние небеса»), «Вили цавар» («Синие небеса»), «Ракъар-варцар» («Солнца-Луны»), «Гъуцар» («Языческие боги»), «ЧIехи ба» («Старший дух»), «ЧIехи руьгь» («Великий дух»), «Яру руьгь» («Красный дух») «Кьуд нав алай ван» («Четырехцветный голос») и т.д. Первотворец имеет множество имен и ипостасей (их не менее 30). Эти имена возникли в разные периоды развития лезгинской космогонии.
Миф о сотворении мира
Вначале был период МичIи — мичIер (полная темнота). Вселенная состояла только из Великого духа. А он представлял собой четырехцветный блеск, владеющий голосом. Это были красный, синий, зеленый, желтый цвета, а голос был суровый, мужской. Вначале он сотворил Землю и Небо. Они еще не были отделены друг от друга и составляли единое целое. Творец создал могучего Быка для того, чтобы тот держал на своих скрученных рогах этот шар (Землю и Небо). Это был тяжелый груз даже для великана-Быка и ему требовалась опора. Великий дух поместил Быка на Большую Воду.
Вначале творение Великого духа было безжизненным. Он отдал часть своего блеска Большой Воде. Вода стала сине-зеленой и ожила. Волны начали следовать друг за другом. В Большой Воде появились рыбы, большие и маленькие. Великий дух отдал от своего блеска часть Быку, который стоял в воде и держал Землю и Небо на своих рогах. Тотчас бык приобрел красный цвет и стал дышать.
Творец оплодотворил Большую Воду и начал ждать. Земля и Небо были безжизненными. Время существовало только в виде ледяного покрова, соединяющего Землю с Небом и поэтому неизвестно, сколько времени прошло. Однажды, на Большой Воде появился вздутый живот, озаренный внутренним светом, и родился Рагъ (Солнце). Он сидел на золотой колеснице, запряженной красными лошадьми. Колесница промчалась до самой верхней точки Неба (Цавун арш) и там остановилась. Земля и Небо были озарены волшебным светом и согреты волшебным теплом Рагъ. За колесницей выплескивала пенистая вода и на волнах рыбы (гъетер). Одухотворенные Великим духом они застыли на небосклоне. Рагъ собрал их как ожерелье, определил место каждого на Небе, и прикрепил их к небосклону. Но тут он заметил: силы зла, которые, превратившись в черные тучи, заняли часть небосклона. Рагъ посмотрел на Четырехцветный голос с удивлением: почему на белом свете черные силы? Где справедливость?
В этот миг на Востоке (Рагъ пад) прогремел гром, засверкала молния между черными тучами, и черные тучы спешно исчезли, спрятавшись где-то под Землей. Когда исчез черный занавес, Рагъ увидел Алпана, громовержца, который был сотворен Великим духом, как гарант справедливости на Земле и Небе. Первотворец вручил ему грозное оружие — молнию и велел отделить Небо от Земли. В могучих руках Алпана засверкал Священный Меч Справедливости. Сине-зеленая молния сверкнула и ударила по линии соприкосновения Неба и Земли. Грянул самый громкий гром со дня творения вселенной. Вечный Лед застывшего времени треснул, и Небо отделилось от Земли.
После этих событий, по преданию, Верховный бог Рагъ одной рукой сеял семена людей на землю, а другой рассеял по небо души людей. Через год, в день Яр — первый день весны, из земли появились тела первого поколения людей. Через год Рагъ, по поручению Великого духа, соединил души и тела первого поколения людей и приказал богу справедливости Алпану:
— Покажись людям на глаза и доведи до их сведения мои табу!
Бог справедливости Алпан опустился на вершину горы Гаф (современный Шахдаг) и передал людям волю Верховного Бога Рагъ:
-Кас! (человек — лезгин). Слушай, помни и исполняй табу Верховного Бога Рагъ!
-Гъуцарилай аси жемир! — Не перечь богам! Те, кто перечит богам, вредят сами себе!
-Жуван успи рекьимир! — Не убивай свой дух (душу)! Тело без духа (души) подобно слепому глазу.
-Садазни лукI жемир! — Никого не делай себе рабом и сам рабом не становись!
-Гьахъдилай элкъвемир! — Держись за правду!
-ЧIал чIатIунихъ часа гумир! — Не меняй язык на еду!
-Масадан къулал яд иличмир! — Не туши чужой очаг, чтобы твой собственный не потушили.
-Хайи чилиз Ватан лагь! — Называй родиной родную землю! Человек, не признающий Родину, уподобляется хитрецу, отрицающему своего отца.
Согласно лезгинской мифологии, с этого дня начинается история народа, этнонимом который является «кас» («ксар», «касар»).
Модель мира
По широко распространенным космогоническим представлениям, Вселенная состоит из трех частей, вертикально расположенных друг над другом:
1. Небо, небесный мир – разделен между божествами, культурными героями, добрыми духами и т.д. и, в свою очередь, состоит из семи сфер.
2. Земля, наземный мир – мир людей, животных и растений. По представлениям лезгин, Земля находится в центре Вселенной. Над ней расположено семь небес, под ней семь подземелий. Культ гор занимает особое место в религиозных представлениях о наземном мире.
3. Подземный мир – состоит из семи сфер и делится на две части:
а) Царство мертвых. По домонотеистическим религиозным представлениям, смерть- это отделение души от тела («ччан акъатна, кьена»- «душа вышла из тела, умер»). Функцию отделения души от тела выполняет бог смерти ГIардавул- правитель Царства мертвых. В декоре керамических изделий, найденных в могильниках, Царство мертвых изображено знаком треугольника.
б) Царство сил зла. В самой отдаленной от поверхности Земли – седьмой сфере обитают злые боги и бешеные демоны. Главой Царства злых сил является Сед (Афат). Силы зла имеют змеиный характер, они часто совершают свои черные дела в обличии змей и, когда им угрожает опасность, скрываются в змеиных норах, и по ним возвращаются в подземный мир.
Дуализм мира
Разделение религиозно-мифологического мира на мир света и мир тьмы, является характерным для образа мышления лезгин. Это ярко отражено в мифах, легендах, преданиях, сказках, лексическом материале. Во главе Светлого мира (Экуь дэне) стоит Рагъ (Солнце), а в Темным мире (МичIи дэне) «двоевластие»: Царством мертвых управляет ГIардавул, Царством сил зла — Сед (или Афат). Мотив борьбы солнечного бога с его вечным врагом – мраком, олицетворенным в образах чудовища, змеи, дракона, дэва, Черного богатыря и т.д., характерен для космогонических мифов, преданий и легенд лезгин.
Мировое Дерево
Мировое Дерево имеют названия Яргъи муьгъ (Радуга), Руьгьерин рехъ (Млечный путь) и т.д. Мировое Дерево прорастает из Большой Воды и вершиной своей достигает последней – седьмой сферы Неба, где обитает верховный бог лезгинского языческого пантеона Рагъ (Солнце). Переход из одного мира в другой доступен божествам, героям, душам. Обычные люди, если они наделены волшебными способностями, умны и талантливы, также могут перейти в другие сферы Неба по ветвям Мирового Дерева.
Мифологическое время
Лезгинский религиозно-мифологический мир хронологически имеет следующие временные отрезки:
а) Период темноты (МичIи-мичIер, МичIи чIав). Существовала только темнота и больше ничего;
б) Древний период (Дегь чIав, Сур чIав) – Мифологическое время. Из темноты рождается Первотворец – синтез огня, света, голоса. Происходит творение вселенной и народа. Появляются и остальные боги, культурные герои, традиции, обычаи и т.д.
в) Наше время (И чIав – Это время). По нашему мнению, этот период можно сопоставить с «осевым» и послеосевым временам К. Ясперса, одного из основателей цивилизационной теории периодизации истории человечества.
Ф. Бадалов,
кандидат исторических наук