В нашей жизни, где рядом соседствуют сказочный блеск и душераздирающая нищета, божественное милосердие и неслыханная жестокость, настоящее искусство живёт вопреки логике «смутного времени». И в этой жизни образ великого Гасанова — человека, великого музыканта и истинного патриота, становится нам всё дороже и ближе.
В 1955г., когда я поступал в Махачкалинское музыкальное училище, Готфрид Алиевич Гасанов — председатель приёмной комиссии, как у всех поступающих и у меня проверял музыкальные способности. Спросив, как моя фамилия и откуда я приехал, он сел за рояль и сыграл лезгинскую народную мелодию. Затем предложил мне повторить её. Я тихо возмутился, дескать, я приехал учиться музыке, а не петь. Тогда Г.А Гасанов вежливо попросил меня выйти с экзамена. Я вышел, но слёзы подступили к глазам. Прощай, мечта! Во время перерыва я увидел, как Гасанов, показывая в мою сторону, что-то говорил директору училища И.Г.Савченко. Иван Григорьевич, человек удивительно мягкий и обаятельный, подошёл ко мне и объяснил в чём дело. Я зашёл второй раз на экзамен, спел сыгранную Г.Гасановым мелодию, отстучал ритм и угадал количество звуков в аккордах. Тогда я понял, что ему важно было принимать в училище как можно больше учащихся из районов республики, у которых «в крови» родные музыкальные интонации.
Труднейшую работу по подготовке профессиональных национальных музыкантов, сохранению неповторимых образцов дагестанской народной музыки Г.А.Гасанов начал с первых дней своей деятельности в республике. Ещё в 1920-е годы, он в составе художественно — музыкальной экспедиции, в которую вошли скульптор А.Сарыджа и художник Д.Джемал, совершает поездку в Нагорный Дагестан. Посещает более 30 селений и записывают на слух 100 песен. В 1925 году результатом пребывания в Самурском и Кюринском округах стали 126 записанных лезгинских народных мелодий и танцев. Многие собранные тогда мелодии народов Дагестана он с большим мастерством использовал в своей 1-ой дагестанской опере «Хочбар». Общеизвестно, что только художнику универсального таланта и большого сердца дано проникнуть в душевный строй других народов. Мучительно больно, что в то далекое время, не имея никакой техники, кроме фонографических валиков, Г.А. Гасанов, как великий патриот, сумел записать и донести до нас песни и мелодии народов Дагестана, а мы, живя в эпоху открытия Космоса и компьютеров, бесследно теряем их навсегда. Как педагог-воспитатель, заведующий учебной частью Махачкалинского музыкального училища он в любой, самой безысходной ситуации мог принять единственно правильное решение. Он был всегда вежлив, но без «сахарного сиропа», разговаривал на равных с учащимися, и с педагогами, и с чиновниками руководящих аппаратов. Там, где бесспорно чувствовал свою правоту, он был вежливо непоколебим перед людьми любого ранга. В упомянутые 1960 годы Г.А.Гасанов нам преподавал русскую и зарубежную музыкальную литературу. Иллюстрировал он эту интереснейшую науку игрой на рояле. Как пианист, в совершенстве владеющий этим инструментом, глубоко проникая в характер исполняемого произведения, он одинаково легко играл и изящный «Танец Анитры» Э.Грига и сложнейшую «Лунную сонату» Л.Бетховена. Во время этих занятий ему никогда не приходилось призывать нас к вниманию. Его яркие рассказы о великих композиторах прошлого, об их бессмертных произведениях и, наконец, его блестящую игру на рояле мы всегда слушали с огромным вниманием и интересом. Как человек высокой культуры Г.А.Гасанов не изменился и достигнув Олимпа славы композитора — музыканта. Он — дважды лауреат Сталинской премии, его фортепианные сочинения с успехом исполняются известными музыкантами в стране и за рубежом. Он автор первой дагестанской национальной оперы «Хочбар», крупный общественный деятель, депутат Верховного Совета Дагестанской АССР, Заслуженный деятель искусств России… И в эти 1960 годы он остался строго требовательным к себе и к своим коллегам. Стремительно летит время, меняются моды на одежду, а также вкусы любителей музыки. Все это происходит во всем мире, и это закономерно. Но как объяснить то, что у нас в стране за короткую историческую эпоху несколько раз, с отчаянной яростью сносили скульптурные памятники одним и воздвигали другим? А с какой легкостью мы переименовываем улицы, парки, проспекты? Неужели нам, как и прошлым поколениям, так и не дано постичь истинный смысл человеческих ценностей? А.Г. Гасанову не воздвигнут скульптурный памятник, его именем не названы улицы ни в г.Дербенте, где он родился, ни в Махачкалё, (не считая переулок бывший Театральной) где он создавал свои музыкальные шедевры и закладывал основы будущей дагестанской профессиональной культуры. По выражению его талантливого ученика, известного в стране и за рубежом музыковеда М.Якубова, — «Отец дагестанской музыки сам себе воздвиг памятник». Несмотря на появление в музыке сотен различных, экстравагантных композиций, усиленных современной звуко-световой электроникой, неповторимая и глубоко национальная музыка Готфрида Алиевича Гасанова вот уже больше полувека живет и звучит все ярче и убедительнее. Она заставляет тысячи слушателей разных возрастов и поколений любить и ненавидеть, страдать, радоваться и верить в будущее. В нынешней нашей вакханальной жизни, где рядом соседствуют сказочный блеск и душераздирающая нищета, божественное милосердие и неслыханная жестокость, высокое искусство Г.А.Гасанова живёт вопреки логике «смутного времени». И в этой жизни светлый образ великого Гасанова — человека, выдающегося композитора и истинного патриота, становится нам всё величественнее и дороже.
Магомед Гусейнов
Заслуженный деятель искусств РФ,
лауреат государственных премий РД,
член Союза композиторов СССР