Художники пишут глазами любви,
и только глазам любви следует судить их.
Готхольд Лессинг
Дарвину Велибекову самой судьбой было предначертано стать художником. Появившись на свет в семье потомков джабинских беков, он еще в юном возрасте прочувствовал тягу к творчеству и восхищение красотой родного села Джаба (лезг.Чепер), расположенного в Ахтынском районе Республики Дагестан.
На одной из своих работ художник запечатлел родословное древо, сохранившее память десяти поколений, начиная с 1672 года. Его дед Велибек был известным и влиятельным человеком, близким другом знаме- нитого бакинского мецената Г.З. Тагиева, владел лесами в Хачмасе, арендовал весь лес вплоть до реки Самур на целых 49 лет до советской власти. Его отец Гаджибек, филолог по специальности и один из грамотных людей своего времени, хотел, чтобы сын оставил искушение пойти по проторенному несколькими поколениями пути и выбрал неизведанный, но свой путь.
Этот путь юный Дарвин Велибеков начал вовсе не с творчества. Так, в 1965-м году он окончил факультет физического воспитания Грозненского Государственного Университета, а в 1974-м году стал основателем первой секции карате в Дагестане.
Его профессиональному становлению как художника, в котором счастливо сочетаются призвание и профессия, в значительной степени способствовало образование, полученное в знаменитой Художественной Академии имени В.И.Мухиной в Ленинграде, где занятия по некоторым предметам проходили прямо в Государственном Эрмитаже. Полученное образование дало ему возможность реализовывать себя как серьезного художника. Так, уже в том же году, после окончания Художественной Академии, он, совместно с архитектором К. Керимовым и художником Ш.Шахмардановым, выигрывает республиканский конкурс на оформление фойе махачкалинского кинотеатра «Россия». Позже в этом же составе они выигрывают 3-ю премию на республиканском конкурсе проекта памятника воинам, павшим в 1941-1945 гг. В 1989 году в Москве на Всемирной книжной ярмарке Азербайджанская Красная Книга, куда вошли более 100 цветных рисунков Дарвина Велибекова, выиграла первое место.
В 2004 году Дарвин Велибеков совместно с Г.Сагидовым и архитектором К. Керимовым выигрывают международный конкурс на проект памятника «Белые журавли» в г. Махачкала. В 2005 году, также в тандеме с архитектором К.Кери- мовым, выигрывают 2-ю премию в республиканском конкурсе на проект памятника «Шарвили» в г. Махачкала. В последние годы Дарвин Велибеков трижды удостаивался премии на конкурсах художников Азербайджана, посвященных дню трагедии в Ходжалы.
Говоря о творчестве Дарвина Велибекова, надо отметить, что художник в своей творческой жизни прошел через многие жанры искусства, но окончательный выбор сделал в пользу живописи. Живопись Дарвина Велибекова полна вибраций, энергии, света, радости. Как говорит сам художник: «Живопись должна нести радость людям. А для выражения других эмоций существуют философия, литература, история и т.д. Радость, восхищение, темперамент – вот главные качества живописи. Но главнейшим является духовность. Секрет достоинства любой картины именно в его духовности. Настоящее искусство всегда служит лучшим идеалам человечества. В наше сложное время художнику очень легко заблудиться и оказаться в ряду ложных представлений разрушительного искусства, навязываемого скрытыми силами конструкторов мирового господства. Мы – нынешние лезгины, не должны забывать, что наши предки лезги – пелазги (леги–лелеги), наряду с нашими предками-ариями, были цивилизаторами Европы. Мы, как генетические потомки созида- тельного народа, должны чувствовать и нести ответственность за возрождение и процветание Кавказа. Мы должны быть в первых рядах созидателей Кавказа, и потому, наши художники должны нести людям радость, свет и духовность».
Дарвин Велибеков пишет пейзажи с натуры прямо на холсте, минуя стадию эскизов и подготовительных этюдов. Это позволяет сохранять свежесть, экспрессию и первое впечатление в его работах. Работая же в других направлениях живописи, он использует подготовительные эскизы и наброски. Размеры его картин соответствуют тематике и мысли, от малых до 4-х метровых и видно, что ему не хватает пространства в маленькой мастерской.
Находясь в мастерской художника, меня особенно поразил его недоконченный триптих «Элегия о Лезги». Эта работа состоит из 3 больших полотен, объединенных общим замыслом. Слева изображены пелазгские женщины в танце, посередине названия древних племен Кавказа рукописным шрифтом на фоне бесконечных вибраций цвета и пространства, а справа изображен джигит в танце, прообразом для которого художник использовал портрет солиста лезгинского ансамбля «Сувар» Сакина Велиметова.
Другой работой, впечатлившей мое воображение, была картина «Оспорение», где художник попытался передать динамику спора. Анализируя эту работу, приходишь к выводу, что сюжетный мотив не всегда адекватен смыслу картины. Его можно понять, только восприняв все особенности «языка», на котором говорит сам художник. Каждый раз, начиная новую работу, Дарвин Велибеков всегда интуитивно ищет те способы, которые наиболее полно выразят его замысел. На фоне картины «Оспорение» прошло открытие Дней Культуры Азербайджана в Париже в 2011 году.
Среди его работ почти нет портретов. Видимо, это связано с темпераментом художника. Его картины создаются в минуты эмоционального всплеска, когда он, словно в танце «Лезгинка», энергично наносит резкие, широкие мазки, перенося на холст бушующие в голове страсти. Рисование же портрета, требующего концентрации и точности, наверняка является слишком утомительным делом для темпераментной натуры художника.
Писать пейзажи любят многие художники. Для одних — это возможность сохранять остроту восприятия цвета для других — фон для задуманной композиции. Художник Дарвин Велибеков в пейзаже наиболее полно и глубоко может выразить свои чувства и мироощущение. В своих пейзажах он использовал многие направления европейской живописи, но главенствующей основой являлась сама живопись в сочетании с идеей и образом. Для него природа – понятие совместимое с Богом. Через природу, а не религию, ему легче приблизиться к Создателю, и писание с натуры для него сродни молитве, без которой он не начинает работу над каждым новым пейзажем. Любовь к природе, зародившаяся еще в детстве, когда в окружении сельских ребятишек он часто участвовал на празднике цветов (лезг. Цуькерин сувар), не остыла в нем до сих пор.
Понять природу, суметь воплотить это понимание в красках, найти для этого вырази- тельные средства, дано не каждому. Ведь пейзаж – один из наиболее эмоциональных жанров искусства и редко кому удается увидеть его духовное начало, а не просто как ландшафт по пути фотографии. Им нельзя овладеть без искренней любви к природе, и только глубоко переживаемое впечатление рождает произведение, в котором зритель, вслед за художником, может увидеть в давно зна- комом и будничном нечто поразительно новое и волнующее.
Сегодня на счету Дарвина Велибекова более 100 республиканских и международных выставок и конкурсов. Его произведения выставлялись во многих странах мира и хранятся в музеях и частных коллекциях многих известных людей. Среди них можно упомянуть музей Академии Художеств им. Штиглица в г. Санкт-Петербург, музей искусства в г. Харькове, музей современного искусства в г. Баку (11 картин), картинную галерею г. Комсомольск на Амуре, картинную галерею г. Сальяны, Министерство Иностранных Дел Азербайджанской Республики, Министер- ство Финансов Азербайджанской Республики, посольство Азербайджанской Республики во Франции, посольство Азербайджанской Республики в США, VIP комната президента Азербайджанской Республики в аэропорту г. Баку, премьер-министр Турции Т. Эрдоган, посол Франции в Азербайджанской Республике Г. Келлер, министр культуры Турции О. Челик, бургомистр г. Майнц на Рейне Д. Хэнлайн, мэр г. Вена М. Хоупл, президент нефтяной компании «Statoil» Т. Космао, глава администрации президента Российской Федерации Н. Волошин, известный махачкалинский коллекционер Омар Омаров (19 картин) и др. Он занимает достойное место в «Энциклопедии 2000 славных имен и богатств всех времен и народов Дагестана».
Чем же пленяют зрителя работы Дарвина Велибекова? Мне кажется, в них зритель видит неподдельный восторг перед окружающим миром человека, глубоко влюбленного в природу, ощущающего в ней гармонию и источник жизни. Дарвин Велибеков помогает зрителю вместе с ним заново ощущать окружающий мир. В его полотнах проступают образы философских мыслей и всего, что нас окружает в этом огромном мире, но остается за гранью нашего внимания и понимания ценности. Эту способность истинного созидания и чувствует зритель, когда рассматривает его темпераментное письмо и цветовую пластику.
Все мы ищем себя в себе и себя в мире. Как творческая личность, Дарвин Велибеков наделен и другими талантами, помимо художественного. Не смотря на известность как художника, многие его знают как лингвиста и эзотерика. Корни его эзотерической философии раскинуты очень широко, и привели к некоторым необыкновенным открытиям. По его мнению, именно эзотерикам открывается их истинное предназначение. Для него эзотерика открыла двери в мир лингвистики. В результате своих изысканий он раскрыл этимологию тысяч слов, используемых в разных языках, посредством лезгинского языка. Опираясь на знания Эзотеризма – учения Древней Мудрости, что Кавказ – колыбель человечества, Дарвин Велибеков представил на суд критиков свои книги «Кавказ – Греция. Общность культур», «Кавказ – Скандинавия. Общность культур», «Шарвили. История и факты», «Трагедия нашего века», где приводит аналогии культуры, архитектуры, слов, названий городов и личностей Скандинавии и Древней Греции со словами лезгинского языка, дает дешифровки названий букв алфавитов Древней Греции, Старших Рун и Финикии, как образованных на корнях лезгинского языка. Одним из важных трудов Дарвина Велибекова является таблица языков народов кавказской расы с перечислением имен более 1700 этносов. Дарвин Велибеков уверен, что лезгинский язык является языком, наиболее сохранившим в своей основе остатки праязыка человечества. С 2009 года готовы к изданию еще 4 книги Дарвина Велибекова, но, к сожалению, до сих пор не вышли в свет. Его лингвистические изыскания — настолько многогранная и интересная тема, что ей будет посвящена отдельная статья в одном из следующих номеров журнала «АЛАМ».
Анар Унугви