X
    Категории: Статьи

Антропогонические представления лезгин

Антропогонические мифы лезгин имеют те же особенности, присущие мифологическим текстам многих других народов, которые хорошо изучены в научной литературе.

Во-первых, во многих мифологиях, появление на Земле первых людей идентифицируется с появлением конкретного народа. Поэтому, у многих народов названия племени (народа) и первого человека совпадают. У лезгин наблюдается та же закономерность: первый человек, сотворенный на Земле был Кас, мифологическим самоназванием народа является «ксар» или «касар» (мн.ч. слово «Кас»), самый популярный образ из первого поколения лезгин носит имя Кас-Буба – Кас-Ба (дословно, Дед касов), а лезгины сами себя в общении называют «касами» и обращаются друг к другу в форме «Я кас!» («Эй, кас!»). Слово «кас» в лезгинском языке имеет несколько значений: мужчина, женщина, человек, личность, муж, мужественный человек, обобщенно лезгин и т.д.

Во-вторых, в мифологии многих народов человек (тело) и душа рождаются в разное время. Такая «закономерность» наблюдается и в лезгинской мифологии: души появляются только через год после того, как первые люди (еще дикие) появились на Земле.

В-третьих, материалы, из которого созданы тела и души, разные: по одной версии, тела выросли из земли. А души имеют явно небесное (божественное), происхождение — являются частицами Первотворца; по другой версии, Солнце из своего тела создало не только Землю, но и людей, а из «звездных камней» их души.

Согласно фольклорным материалам, у лезгин бытует немало версий, рассказывающих о появлении людей: верховный бог сначала из своего тела создал Землю, а потом людей; люди спустились на Землю с Неба на солнечных лучах или приспособлениях называемых «лацI» («белизна»); первое поколение людей-великанов произошло от предков называемых Ттар-кьузек («Дерево-старик») и Къван-кьузек («Камень-старик») и т.д. Встречаются легенды, где переплетены разные мотивы, имеющие языческое, библейское и кораническое происхождения. Фольклорные тексты говорят о том, что первые люди на Земле-касы были великанами, и жили по 500 лет. Потом боги передумали и ограничили возраст людей до ста лет, а рост — в пределах десяти пядей.

1. Предание о Ттар кьуьзек и Къван кьуьзек. 

В древности в Ахтах жили богатыри – родоначальники. На солнечной стороне с. Ахты проживали Тар-кьуьзек («Дерево-старик») и Къван- кьуьзек («Камень-старик»). Когда умер Тар-кьуьзек, Къван-кьуьзек женился на его жене. Она родила ему двух сыновей и они стали родоначальниками лезгинских богатырей. Эти богатыри были очень высокими, сильными и победить или осилить их никто не мог. В наши дни, когда находят могилы с огромными скелетами, следы огромных ног на камнях, то обычно говорят, что это могилы тех богатырей, которые происходили из рода Дерево-старика или Камень-старика. Считается, что начало человеческому роду в горной части Лезгинии положили мифические предки, произошедшие от деревьев и камней. Их потомки-богатыри могли достигать до неба, общаться с небожителями, обладали недюжинной физической, а иногда и магической силой.  К примеру, в селе Ахты, на солнечной стороне есть две совершенно одинаковые горы. По поводу происхождения этих гор утверждается, что один из богатырей долго бродил по горам, а когда устал, то сел и снял свои шаламы («чарыки»). Сначала он высыпал землю, попавшую туда, из одного шалама, потом из другого, и на этом месте образовались две большие горы. 

 

2. Миф о сотворении Каса.

Четырехцветный голос создал на Земле первого человека – мужчину, и дал ему имя «Кас». Кас начал строит себе дом. Великий бог создал еще одного каса – женщину. Мужчина подчинил себе женщину, поручил ей работу, и перестал обращать на нее внимание. Тогда первотворец создал на Земле еще одного мужчину – Кас. Второй Кас не умел и не хотел работать, но умел развлекать словами и действиями женщину и привлекал ее внимание. Первый Кас почувствовал ревность и изгнал второго Каса со словами: «Квахь, Кас!». Эти слова через горы вернулись эхом как «ква-а-са». Так появилось слово «кваса» («шут»). А от первого Каса и женщины пошло племя касов 

 

3. Миф о появлении первого поколения касов

С появлением Великого духа, закончилось господство Черноты (МичIи-мичIер). А с возвышением Солнца в зенит неба началось время Сур чIав. Потом Великий дух создал Алпана, Яр, Гудула и других богов. Из семян, посеянных Солнцем выросло первое поколение людей. Каждый человек был ростом в несколько метров (юкI), и  ему было дано пятьсот лет жизни. Учитывая не благоустроенность поверхности земли, каждому была дана сила равная силе десяти быков. Чувствуя своё физическое превосходство многие из людей первого поколения начали вмешиваться в дела богов. Боги рассердились. Они собрали совет и решили: жизнь каждого человека должна длиться не более ста лет (виш йис), рост не должен превышать десяти пядов (цIуд чIиб), сила не должна превосходить силу двух быков. Так закончилось время Сур.

 

Источники

Мифологический и языковой материал дает нам возможность предполагать, что в этнониме «кас» сохранено название одного из коренных в Восточном Кавказе и Северо-западном Иране племени, зафиксированного в античных источниках как каспии. Это подтверждается и источниками. Источники однозначно утверждают: ещё до образования Кавказской Албании на территории Восточного Кавказа существовала Каспиана – страна касов. Наиболее ранние сведения о каспиях относятся к VI-V в. до н.э. Известно, что после завоевания Камбизом-царем Персии Египта (525 г. до н.э.), там появились крупные поселения каспиев. В походе персидского царя Ксеркса на Грецию 480 г. до н.э. принимали участие подвластные ему народы, в том числе каспии. По описанию античного автора Геродота (V в. до н.э.), «каспии были одеты в козьи шкуры и вооружены местными луками из камыша и персидскими мечами. Согласно Геродоту, каспии входили в XI сатрапию (округ) Ахеменидской империи. Он упоминает более 70-и племен и народностей, входивших в состав империи Ахеменидов, границы которой доходили до Кавказского хребта. Однако, об албанах у него сведений нет. Но на территории будущей Кавказской Албании он упоминает каспиев. Это может означать, что в VI-V вв. до н.э. консолидация племен под обобщенным названием «албан» еще не была завершена, а племена, позже входившие в состав Кавказской Албании и еще некоторые племена, расположенные южнее, возможно, входили в состав каспиев. 

Еще в первой половине ХIХ века А.Бакиханов писал, что не только название море, а термин «Кавказ» связан с этнонимом каспиев: «название же Кавказ или Кафкас произошло, вероятно, от соединения названия народа каспиев и горы Каф (Бакиханов А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991. С. 19.). Страбон (I в. до н.э.) идентифицирует каспиев и албан, считая, что первые растворились в составе вторых: «К области албанцев принадлежит и область Каспиана, названная по исчезнувшему теперь племени, именем которого названо и море». У Страбона есть и такое утверждение: «Местные жители называют Кавказ Каспием, может быть от имени (племени) каспиев». По описанию Страбона каспии были одним из самых крупных народов и Атропатены, и Албании (Страбон. География (В 17-и книгах) Л., 1964. С. 472, 476). В источниках упоминаются несколько «Каспийских ворот»: севернее Мидии, на Дербентском проходе (в 68 г. до н.э. римский император Нерон вел подготовку для захвата Дербентского прохода («Ворот каспиев» и т.д. Эти два «Каспийские врата», по мнению исследователей, «определяют первоначальные пределы Каспианы». Помпений Мела, географ (I в. н.э.) сообщает, что «у Каспийского залива живут каспии и амазонки» (Помпений Мела. Землеописание // Садыки М.-А. Древняя история лезгин и античные письменные источники. М., 1996. С. 101). Аполлон Родосский (вторая половина III в. до н.э.): «Каспийское море у океана: близ него каспийский народ, соседний с персами» (Аполлоний Родосский. Поход аргонавтов // ВДИ. 1947. № 3. С. 292).  Плиний Старший утверждает, что «начиная от Кира (к северу-Ф.Б.) море принимает название «Каспийского»; здесь живут каспии» (Плиний Старший. Естественная история // Садыки М.-А. Древняя история лезгин и античные письменные источники. М., 1996. С. 105). Живший в конце IV-начале V века Орозий ту часть Кавказского хребта, которая расположена у моря называет «горой Каспийской» (Орозий. История против язычников // Садыки М.-А. Древняя история лезгин и античные письменные источники. М., 1996. С. 1922). Интересно отметит, что и в VI веке каспии сохраняли политический весь, играли ведущую роль на территории Кавказской Албании. Следующие термины, употребляемые Стефаном Византийским, греческим автором VI века, это подтверждает: «Каспийское море», «каспии», «Каспийская гора», «каспийские мужи», «Каспийская страна».и т.д.» (Стефан Византийский. Описание племен // Садыки М.-А. Древняя история лезгин и античные письменные источники. М., 1996. С. 195). По мнению дагестанских историков, первое упоминание письменных источников о племенах, населявших современную территорию Дагестана, относится к каспиям, входящим в одиннадцатую сатрапию Дария (История Дагестана. М., 1967. I т. С. 103-104). По мнению дагестанских ученых, каспиями была занята территория в устье реки Кас или Кайсий, сопоставляемой с Самуром. Ранее, когда каспии находились в составе XI сатрапии Ахеменидской империи, под этим этнонимом, видимо, скрывался довольно значительный конгломерат близкородственных племен, оставивших память о себе в различных топонимах и гидронимах, встречаемых на обширной территории Восточного Кавказа (Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996. С. 125-126).

Неслучайно, в мифологических текстах лезгин о сотворении людей на Земле рассказывается то о появлении первого человека на Земле-Каса, то пары-Кас мужчины и Кас женщины, то целого поколения касов. Среди людей первого поколения особенно интересны образ Кас-Бубы («Кас-Ба» дословно означает «Кас-предок»), героя анекдотов, персонажа героического эпоса лезгин «Шарвили». Кас-Буба исполняет роль мудреца, мыслителя, ясновидца, волшебника, иногда решает задачи, посильные только божествам. Согласно фольклорным текстам, Кас-Буба как мифологический персонаж имеет более широкий диапазон действий, чем другие образы из первого поколения людей. Именно он является наставником легендарного героя Шарвили в одноименном героическом эпосе лезгин. Кас-Буба-частый герой лезгинских мифов, сказок, анекдотов. В имени этого персонажа аккумулировано почетное «звание»-«дед касов», «старший в роду касов», «Кас-предок». 

Мифологический и языковой материал дает нам возможность предполагать, что в этнониме «кас» сохранено название одного из коренных в Восточном Кавказе и Северо-западном Иране племени, зафиксированного в античных источниках как каспии. Это подтверждается и источниками.

По языческим представлениям КАС — лезгин состоит из следующих элементов (составных частей): тан — тело; ккан – любовь Первотворца в теле человека; успи (азба, руьгь, нефес, каш, гъед) — душа;  кип — капля божественной живой воды в теле человека; эхъен — тень (рождается, живет и исчезает вместе с человеком);  тIвар — имя;  рикIин цIай — буквально: сердечный огонь; шут – божественная пища (космическая энергия). 

Ф.Бадалов, 
кандидат исторических наук