Культурный герой — это мифический персонаж, который добывает или впервые создает для людей различные предметы культуры, учит их охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводит определенную социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники — выполняет цивилизующие функции. Мифы о культурных героях – малых божествах представляет собой своеобразную летопись первых успехов людей в трудовой и общественной практике. В деяниях культурных героев отражена мифологизированная история развития традиционной культуры лезгин.
Основываясь на фольклорном материале, а также верованиях народа, можно констатировать, что нижеследующие образы лезгинской мифологии относятся к категории культурных героев:
Арчан и Тарлац. По религиозно — мифологическим представлениям, Арчан характери- зуется как покровительница домашнего очага, основательница брачных правил, а Тарлац (или Тар) как покровитель трудолюбивых людей, научивший их добывать огонь, выращивать хлеб, строить дома и т. д.
Эти теонимы переводятся с лезгинского, соответственно, как «Серебристая Душа» и «Белое Дерево». Арчан и Тарлац принадлежали к первому поколению лезгин, были мужем и женой, свидетелями обращения к людям с вершины г. Гаф (Къаф, современный Шах даг) бога справедливости Алпана.
В результате их деятельности, во-первых, они сами освободились от животных инстинктов, во-вторых, они добились того, что шалаш превратился в дом из глины и камней, дикорастущий злак превратился в хлеб, шкура зверей — в практичную одежду и т.д. Поэтому верховный бог Рагъ (Солнце) их возвысил до ранга малых божеств.
Масан — мифическая поэтесса, научившая людей слагать стихи, петь песни (лирлияр). Предположительно, личное имя «Масан» путем народной этимологии стало произноситься как «Мазан»
Лирлияр — литературный жанр, который создала Масан, до наших дней является самой популярной формой лезгинского фольклора. Она была настолько популярна, что после её смерти всех, кто пел песни и играл в чунгуре, начали называть мазанами. Интересно отметить, что в преданиях встречается и её антипод Кьарак — сочинитель фаллических песен, олицетворение пустых, бессмысленных, глупых речей. В преданиях Масан и Кьарак противопоставляются друг другу. Если Масан воспевает в своих песнях родину, природу, чистые нравы, настоящих героев, то Кьарак отличается вульгарными высказываниями, популяризацией недостойных людей и явлений в обществе. Поэтому, когда приходится слышать хвалебные слова в адрес трусливых, лживых, мелочных людей, также неприличные выражения в речи и т.д., лезгины говорят: «Ибур Кьаракан манияр хьана» (Эта речь напоминает песни Кьарака).
Пили — культурный герой, богатырь, символ телесной и душевной чистоты. Неслучайно, лезгинские мальчишки с младших лет хотят стать похожими на Пили: честными, сильными, ловкими, чистыми. Когда мальчик хочет перепрыгнуть через речку, канал, но не уверен в своих силах, перед прыжком повторяет заклинание: «Зи рикI Пилидиз, Пилидин рикI заз!» (Свое сердце (или дух) отдаю Пили, а его сердце (или дух) забираю себе!). Он при этом уверен: раз он обратился к Пили, обязательно перепрыгнет через водную преграду.
Таг (ТIагъ) — основатель гадания, хранитель тайных знаний. Одним из архаизмов, употребляемых в лезгинском языке, является слово «тIагъ» (кубинско — ширванский диалект). Это слово часто вспоминают во время дискуссий и споров. Если какое-то утверждение, аргумент одной из сторон звучит достаточно убедительно, противник, не скрывая своего восхищения, говорит примерно так: «Я тIагъ, ваз им гьинай чир хьана?» («Эй, таг, откуда ты знаешь это?»), или «Ваъ, вун тIагъ я гьа!» («Вагь, оказывается, ты — таг «всезнающий»!) и т. д.
К сожалению, конкретное значение этого слова забыто: речь идет о человеке со сверхъестественными способностями, или о малом божестве по имени Таг (ТIагъ), или о профессии, называемой «таг» (тIагъ). Во всех случаях, он — профессионал, и отличается тем, что владеет большими знаниями и информирован больше, чем его окружение.
Архаизм в лезгинском языке — «тIагъ» можно сравнивать с этрусским словом «таг». Известно, что в этрусской мифологии существовал персонаж по имени Таг, «обладавший мудростью пророка и опытом в искусстве гадания».
Типтис (ТIипIтIис) — создатель письма и календаря. По преданию, в незапамятное время жил жрец — ученый Типтис, служитель храма Солнца, учил людей читать и писать. Жители села Дустагир Кусарского района АР и сейчас «помнят» холм, где стоял храм, возможно, «школа», организованная этим жрецом. Этот холм и сейчас носить имя Типтиса. Его знают и в соседних, и в дальних селениях лезгин.
Источники сообщают, что в начале V в. Месроп Маштоц, «придя в страну албанов, возобновил их алфавит». Следовательно, тогда в Албании уже имелся какой-то свой алфавит, который Маштоц возобновил. Существуют косвенные доказательства того, что албанцы еще в I в. до н.э. пользовались письмом, а еще до этого календарем.
Важнейшей заслугой Шарвили перед народом стало то, что он учил их любить и защищать свою землю, родину, народ, честь и достоинство — «касвал». Он впервые догадывается, что для надежной защиты земли и народа нужна армия. Когда в очередной раз на земли лезгин нападают враги, Шарвили от злости надувается как шар, но вступает в бой с ними только после создания армии.
Кас — Буба отличается веселым нравом. Он основатель юмора в лезгинском народном творчестве. Появление жанра анекдотов (хкетIар) у лезгин связывают с именем Кас — Бубы. Он же является главным героем лезгинских притч и анекдотов.
Ф. Бадалов,
кандидат исторических наук