Корни лезгинского народного театра восходят к древним временам. Созданный в тесной связи с жизнью, бытом, обычаями, религиозными верованиями и мировоззрением народа театр является неотъемлемой частью нашей духовной культуры. Театральные элементы, театрализованные действия всегда присутствовали в быту лезгин, в их культовых ритуалах, народных играх и праздниках, которые непременно сопровождались музыкой, танцами, поэтическими состязаниями.
В народных спектаклях, таких, как праздник весны и нового года – «Яран сувар», праздник черешни – «КIару», праздник цветов – «Цуькверин сувар», обряд вызывания дождя – «Пешепай», обряд вызывания солнца – «Гуни», праздник первой борозды – «Сифте ргал», праздник первого снопа – «Сифте цуьл» и также в ашугском искусстве были сильно развиты театральные элементы. Они являются ежегодными народными зрелищами, проводимые до настоящего времени в большинстве лезгинских сел.
Праздник цветов приурочивается к концу мая – началу июня, когда горы покрываются травою. Поводом для его проведения в одних случаях явился сбор цветов, в других – сбор съедобных трав. Праздником руководил выбранный «шах» – наиболее предприимчивый и весёлый мужчина. Для похода в горы за цветами и зеленью назначали определённый день. К этому времени все участники готовили нарядную одежду, продовольствие. С вечера зурнач и барабанщик, исполняя весёлые мелодии, собирали людей. Около полуночи собравшиеся покидали селение и шли в определённое место в горах, там начинались танцы, пение, состязания юношей и девушек. Проводились соревнования: скачки всадников, метание камней, борьба. Молодежь соревновалась в пении куплетов: юноши и девушки то хвалили друг друга, то шутливо ругали. Занимались сбором цветов для украшения, а также зелени для начинки пирогов – крапивы, щавеля, черемши и др. С гор домой возвращались к вечеру первого дня. В селении молодежь встречали пожилые и старые мужчины и женщины. Им отдавали цветы, принесённые с гор, и снова начинались танцы. Во время праздника «Цуьквeрин сувaр», юношам и девушкам представлялась санкционированная обществом возможность встретиться, завязать дружбу1.
К числу традиционных народных праздников лезгин, в которых проводились народные спектакли, относится и «КІару» – праздник черешни (или черешневый праздник). Это старинный праздник нашего народа. Он проводился с 10 по 25 июня, когда ягода созревала. В населенные пункты, где проводились праздничные мероприятия, спускались жители горных селений, где черешня не росла. Продолжалось празднество несколько дней. Приехавшие гости размещались в садах. Каждое приехавшее семейство покупало урожай 1-2 деревьев. Утром торжество открывалось «шествием по садам». Для этого собравшиеся избирали из своей среды самых красивых девушек, в руках у которых были корзины для черешни. За ними шла процессия, состоявшая из молодежи. Они обходили все сады. Затем начинались танцы, песни, развлечения. Девушки срывали черешню, пели песни, им отвечали песнями юноши. Восторгам зрителей не было предела.
Кульминационным моментом этого праздника были скачки, которые проводились на специально отведенном месте. Например, в селении Алкадар устраивали это на берегу реки Гюльгери-чай2.
К таким праздникам лезгин, сопровождающимся народными играми и зрелищами, относится и праздник весны – «Яран сувар», отмечаемый каждый год в день весеннего равноденствия. Он занимает особое место в культуре лезгинских народов.
Еще одним народным зрелищем лезгин является искусство канатоходцев – пехлеванов. В выступлениях пехлевана обязательно участвовал и его помощник – кваса. Со смешной или страшной маской на лице он разыгрывал свой «спектакль», шутя, вовлекая зрителей и превращая их в непосредственных участников зрелища. О представлении канатоходцев известный азербайджанский драматург Абуррагим-бек Ахвердов (1870-1933) пишет: «Среди представлений востока особое место занимает зрелище канатоходцев. На большой площади между высокими столбами проводится канат. Играется зурна, и приглашаются люди на площадь. Когда люди собираются, канатоходец выходит на арену. Чтобы сберечь себя от сглаза и порчи он повесит на шею разные талисманы. Держаться на канате ему помогает балансир (шест). Канатоходец имеет и помощника – клоуна. Канатоходец поднимается на канат и начинается представление. Он на канате показывает очень опасные действия: делает прыжки, лежит на канате, танцует, сидя в медном котле, ходит по канату, связывая на ноги нескольких кинжалов, ходит по канату и т.д. В это время клоун выходит на арену и на земле в смешном виде повторяет трюки канатоходца и этим отвлекает внимание от него и этим сберегает его от дурных глаз, от порчи… У зрителей деньги тоже собирает клоун. В Азербайджане канатоходцы в основном были лезгины»3.
Таких народных игр и представлений в лезгинском фольклоре достаточно. Их надо исследовать отдельно.
Путь к профессиональному театру
Хотя лезгинский народ имеет глубокие и древние корни, профессионального театра, театра европейского образца, у лезгин не было до начала ХХ века. Такого театра до ХІХ века не имели и другие народы Кавказа. В вышеназванной статье А. Ахвердов отмечает: «…История Азербайджанского театра очень короткая. Первый азербайджанский спектакль показан в марте месяца 1873 года в Баку. Это был спектакль по пьесе Мирзы Фет–Али Ахундова «Визирь Ленкоранского хана». Его поставили учащиеся Бакинского реального училища.
М. Ф. Ахундов является основоположником азербайджанской драматургии. В предисловии к своим пьесам он пишет: «Наместник великого императора князь Воронцов в 1266 году (по нашему календарю в 1848 году – А.М.) в городе Тифлисе построил большое здание театра…»
Чтобы создать репертуар на местных языках наместник создал три комиссии (грузинский, армянский, азербайджанский). Работавший в конторе наместника переводчиком М. Ф. Ахундов возглавлял азербайджанскую репертуарную комиссию. В то время он был единственным азербайджанцем, который знал европейскую литературу, и поэтому ему самому пришлось сочинять пьесы на азербайджанском языке. Написанные им шесть пьес по темам, взятым из жизни Азербайджана и Ирана, были первыми пьесами Азербайджанского театра.
Учреждение театра в Тифлисе князем Воронцовым служило целям закрепления царской власти на Закавказье4.
Как мы отметили выше, в Азербайджане первый спектакль был поставлен в марте 1873 года, и после этого в течение семи лет им не удавалось поставить ни одного спектакля. «Об азербайджанских спектаклях, поставленных с 1873 года по 1880 год, никакой информации нет. С 1880 года профессиональные актеры Степан и Алмаханум Сафразьяны, путешествуя в городах Закавказье, с помощью местной азербайджанской интеллигенции показывали спектакли на азербайджанском языке. Они ставили на сцене комедии Ахундова и пьесы армянского драматурга Медетьяна, пишущего свои сочинения на азербайджанском языке»5 – отмечает А. Ахвердов.
Несмотря на это в Азербайджане историю театра начинают с 10 марта 1873 года. Видный азербайджанский театровед, профессор Ильхам Рагимли пишет: «В 1873 году под руководством известного просветителя и педагога, редактора первой газеты на азербайджанском языке Гасан-бека Зардаби учащиеся реального училище подготовили постановку комедии Мирзы Фет-Али «Визирь Ленкоранского хана»… С этим в Азербайджане поставили основу нашего национального профессионального театра, то есть основу нашего современного Академического национального театра»6. 10 марта в Азербайджане считается Днём Театра.
История Грузинского театра начинается немного пораньше, то есть с 14 января (по старому стилю – 2 января) 1850 года. Это дата первой постановки на грузинском языке, которую ставил выдающийся деятель грузинской культуры Георгий Эристави (1811–1864). Его первый спектакль-комедия «Раздел» был показан в здании Тбилисской классической гимназии. Г. Эристави руководил театром до 1854 года. В эти годы театр из очага развлекательных зрелищ превратился в крупный очаг национальной культуры и способствовал развитию национального самосознания грузинского народа. В Грузии 14 января считается Днём Театра.
Армянский театр тоже образован в ХІХ веке. Но некоторые армянские исследователи стараются удревнить историю своего театра. Даже при советской власти они издали книги, утверждающие эту версию7. Конечно, это выдумка. По этому вопросу я считаю мнение азербайджанского писателя Анара правильным. Он отмечает: «…вспоминается книга армянского театроведа Г. Гояна. Много лет назад в Москве было издано его многотомное исследование под весьма претенциозным названием «2000 лет армянского театра». Простодушно признаваясь, что «о древнеармянском театре мы мало что вообще знаем», автор всеми правдами и неправдами пытается доказать, что в течение двух тысячелетий в Армении непрерывно существовал театр. Возникает только один вопрос: если армянский театр на самом деле существовал в течение 2000 лет, то почему же армянская драматургия зародилась лишь в XIX веке? Какой же театр без драматургии? Если же существовали древние и средневековые драматические тексты, то где они?»8.
Как видно из истории армянской литературы, драматургия этого народа тоже начинается с ХІХ века, после построения князем Воронцовым в Тифлисе здания театра и создания репертуарной комиссии на местных языках. Этот факт доказывает, что история армянского театра не может быть таким древним.
Мы не случайно делали экскурсы в историю театров соседних народов. Дело в том, что в последнее время появились люди занимающиеся ревизией истории Лезгинского театра. Они стараются искажать историю Лезгинского театра и «омолаживать» ее. Особенно тщательно занимаются некоторые чиновники из Министерства культуры Дагестана. В нынешнем году они стараются отмечать не 110-летний, а 80-летний юбилей Лезгинского театра. Этим они «омолаживают» историю Лезгинского театра на 30 лет, то есть срезают 30 лет из истории этого самого старого театра Дагестана. Но они забывают, что историю национального театра нельзя переписать по конъюнктурным соображениям, подчиняясь желаниям чиновников.
* * *
В начале очерка мы отметили, что у нас настоящий профессиональный театр, театр европейского типа, создан в начале ХХ века с появлением национального самосознания у лезгинской интеллигенции. Как известно, с конца ХІХ века в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку, здесь развивается и культура. Сюда прибывают из разных мест представители разных профессии: инженеры, учителя, ученые, артисты, бизнесмены и другие. Также в Баку гастролировали деятели искусства из разных стран, показывали здесь театральные спектакли, давали концерты. Здесь образовались театральные труппы разных народов, например, азербайджанцев, армян, евреев, русских и т.д. Были построены хорошие театральные здания нефтяными магнатами, такими, как Гаджи Зейналабдин Тагиев, братья Маиловы (Даниил Лазаревич и Илья Лазаревич) и другими.
В начале ХХ века Баку был интернациональным городом. Здесь с древних времен компактно проживали представители многих народов. В то время численность лезгин в этом городе, по сравнению с другими народами, была больше. Поэтому не случайно, что первый Лезгинский театр образовался именно в Баку, и первый спектакль был показан бакинским лезгиноязычным зрителям. Как показывают исследования последних лет, он был создан с помощью общества лезгинских рабочих в Баку «Фарух». Лезгинские энтузиасты в 1905 году в поселке Сураханы во главе с Идрисом Разаковичем Шамхаловым (1877-1944) показали первый спектакль «Буржали»9. Автором пьесы и режиссером спектакля был сам И. Шамхалов. Он был очень образованным и прогрессивным человеком своего времени. Хорошо понимал значение театра в деле распространения среди народа передовых идей, просвещения, культуры, образования. Поэтому он использовал театр как трибуну. Зрители очень тепло и радушно приняли этот спектакль, созданный на основе лезгинского фольклора. Первыми актерами лезгинской сцены были – сам Идрис Шамхалов и его единомышленники: Гасан Кисриев, Халил Гусейнов, Бабахан Бабаханов, Абдуллетиф Меджидов, Магомед Эфендиев, Малик Ганиев, Ашурбек Ашуралиев, Магомед-Мирзе Эюбов, Гаджимурад Эюбов, Р. Мугулов, Абдулазиз Магомедов, Нуреддин Дагларов, Абдул-Муталиб Гаджиев, Буньям Кадыров, Эмиркули Эмирджанов и другие.
Зрители с восторгом приняли первый спектакль, что, естественно, воодушевило молодых артистов на создание новых постановок. В 1906 году они поставили этот спектакль в Ахтах. Потому что некоторые артисты сураханской театральной труппы были отходниками из селения Ахты, работающими на бакинских нефтепромыслах.
Таким образом, лезгинские просветители и патриоты организовали две театральные труппы – сураханский и ахтынский, которые всегда были тесно связаны друг с другом. Сураханский работал осенью и зимой, ахтынский – весной и летом10.
Воодушевленный и окрыленный успехом первого спектакля, И. Шамхалов пишет новые пьесы: «Кавказская война», «Накануне», «Молодость», «Периханум» и другие. Наряду с этим он осуществил также постановку нескольких десятков пьес других драматургов. Талантливый, энергичный и жизнерадостный режиссер И. Шамхалов был и прекрасным, одаренным актером с самобытным талантом сценического воплощения, исполнителем самых сложных ролей.
В 1914 году лезгинские артисты поставили на сцене пьесу великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Первый винокур». Режиссером спектакля был Гасан Кисриев, художником Нух Аскеров, а переводчиком пьесы Сефербек Агабалаев (1896-1964). В пьесе основные роли исполняли Идрис Шамхалов, Сефербек Агабалаев, Бабахан Бабаханов, Абдуллетиф Меджидов, Магомед Эфендиев и другие. В этом спектакле, как отмечают первые историки Лезгинского театра С. Говоров и Г. Абдуллаев, «впервые на сцене ахтынского театра выступили и две женщины-лезгинки: сестра Н. Аскерова – Саяд и его дочь Сафият, впоследствии исполнявшая главные роли в кинофильмах «Крылья холопа», «Под властью адата» и др.
Выступление их, к сожалению, закончились весьма печально. Затравленные родственниками и знакомыми, они вынуждены были уехать из Ахтов. Вслед за ними уехал и Н. А. Аскеров»11.
Как и другие спектакли лезгинских артистов, этот спектакль тоже был принят с большой радостью. В дальнейшем, особенно в советский период, актеры Лезгинского театра регулярно ставили произведения русской драматургии на сцене Лезгинского театра. Для примера можно показать «Женитьбу» Николая Гоголя, «Королевского брадобрея» Анатолия Луначарского, «Дни и ночи» Константина Симонова, «Красный галстук» Сергея Михалкова, «Сын полка» Валентина Катаева, «Тихая пристань» В. Павлова, «Горцы» Романа Фатуева, «Падь серебряная» Николая Погодина, «Голос Америки» Бориса Лавренева и другие.
Надо отметить, что спектакли, поставленные по произведениям из мировой, особенно из русской литературы, сыграли большую роль в формировании актерских и режиссерских поколении, в выявлении их потенциальных возможностей, в деле развития лезгинского национального театрального искусства. Эти произведения принесли новые веяния, новое дыхание театру и служили барометром для измерения профессионального уровня и творческого направления актеров Лезгинского театра.
В первые годы Советской власти актеры ахтынской театральной труппы получили серьезную поддержку от государства. В 1920 году коллектив по решению руководящих организаций Самурского округа превращается в Ахтынский советский театр, имеет дирекцию, труппу, печать, штамп12. Улучшается материальное положение артистов. В 1927 году, благодаря поддержке председателя Самурского окружного исполкома Гаджимета Сафаралиева, на западной стороне селения Ахты было выстроено прекрасное здание театра со зрительным залом на 500 мест. Руководителем Ахтынского советского театра был назначен Магомед Эфендиев, художественным руководителем Малик Ганиев, режиссерами Идрис Шамхалов и Сефербек Агабалаев13.
Сураханская труппа лезгинских актеров просуществовала до 1939 года. С этого периода, в связи с укреплением власти в Азербайджане махрового националиста Мир Джафара Багирова здесь была запрещена деятельность этой труппы.
Дагестанский обком ВКП(б) и правительство Дагестана в начале 1935 года приняло решение, согласно которому Ахтынский советский театр переименовался и получил название: Государственный лезгинский драматический театр14. Это делали для того, чтобы поднять статус Лезгинского театра, продолжавшего функционировать в селении Ахты.
В 1938 году Лезгинскому театру присвоено имя народного поэта Дагестана С. Стальского.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Годы войны для Лезгинского театра были самыми трудными и тяжелыми. С первых дней войны некоторые актеры театра добровольно пошли на фронт. Они от начала до конца войны участвовали во многих сражениях.
Оставшиеся в тылу артисты трудились в деле пропаганды против войны, против фашистских оккупантов. Оказывали культурно-эстетические услуги народу. В этот период деятельность Лезгинского театра была подчинена интересам фронта, делу победы. Он стал подлинным центром идейно-воспитательной, патриотической и агитационно-массовой работы.
Творческий коллектив Лезгинского театра внес свой вклад в оказание помощи фронту. На протяжении всех военных лет коллектив театра работал в усиленном режиме и значительную часть своих сборов от спектаклей перечислял в Фонд обороны страны.
В период войны Лезгинский театр обслуживал кроме девяти районов Южного Дагестана, также северные районы Азербайджана, где испокон веков компактно проживают лезгины и другие лезгиноязычные народы, которые являются автохтонными народами Азербайджана.
В огне войны погибли актер театра З. Тагирбеков и директор театра И. Менафов. Живыми вернулись с войны артисты театра Мурадхан Кухмазов, Кумбай Рамазанов, Нисред Ахмедов, Шамсуддин Мирзоев, Алибек Алибеков, художник театра Раджаб Тагиев и другие. Они сразу продолжили актерскую деятельность в Лезгинском театре.
Трое сыновей Идриса Шамхалова – Абдуразак, Джалил и Шамхал – воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Из них вернулся только один Джалил. Двое – Абдуразак и Шамхал погибли на войне. Это очень плохо влияло на здоровье великого деятеля театра. После получения черной вести о гибели сыновей, он умер от разрыва сердца. Это произошло в 1944 году.
Особо знаменателен в истории Лезгинского театра 1949 год. В том году театр переселился из Ахты в город Дербент. Здесь были созданы сравнительно лучшие условия для развития Лезгинского театра. Но отсутствие театрального образования у многих артистов театра очень замедляло творческого темпа и роста театра. В связи с этим Министерство культуры Дагестана в 1950 году отправило группу одаренных молодых людей на актерский факультет ГИТИСа им. Луначарского. В 1955-году, окончив институт, они вернулись в Лезгинский театр и до конца своих дней трудились на сцене родного театра. Среди них были будущие заслуженные артисты РФ Абдурашид Махсудов, Абдулкадир Сайдумов, Расми Джабраилов, заслуженные артисты РД Аллахкули Аллахкулиев, Аминат Алиева и другие.
В истории Лезгинского театра был период, когда из-за отсутствия женщин – актрис, женские роли приходилось исполнять мужчинам. Популярными исполнителями женских ролей были Сеферфек Агабалаев, Рустам Рустамов, Абдул-Муталиб Гаджиев и Раджабали Гаджиев. Потом в театр пришли Сафият и Саяд Аскаровы, Рагимат Гаджиева, Часият Гаджиева, Гюльпери Эфендиева, Гюльпери Салманова, Марьям Гаджиева, Паки Ахмедова, Гюльханум Аллахвердиева и другие актрисы, завоевавшие многочисленные зрительские симпатии. Но ни у кого из них не было театрального образования, и это создавало немало трудностей. Начиная с 50-х годов прошлого века, в Лезгинский театр начали приходить профессиональные актрисы. Первыми ласточками в этом ряду были выпускницы ГИТИСа 1955 года Ася Исрафилова, Аминат Алиева и Кизиль Гаджимурадова (Аллахкулиева).
В годы существования Лезгинского театра сменились несколько актерских и режиссерских поколений. Многие из них являются истинно одаренными людьми, посвятившими всю свою жизнь театру. Их уже нет, но они остались в памяти народа. О них говорят, их вспоминают добрыми словами. Среди них надо особо отметить народных артистов РСФСР Мурадхана Кухмазова и Шамси-Джахан Кухмазову, заслуженного артиста России Абдулкадира Сайдумова, народных артистов Дагестана Сефербека Агабалаева, Эмиркули Эмирджанова, Садедина Велиханова, Кумбая и Зухру Рамазановых, заслуженных артистов Дагестана Аллахкули Аллахкулиева, Халисат Буржалиеву, Зулейху Давудову и других.
В 1960 году Лезгинский театр участвовал в декаде дагестанского искусства и литературы в Москве с двумя спектаклями: «Ашуг Саид» по пьесе ТагираХрюгского и Кияса Меджидова, и «Сулак – свидетель» по пьесе Магомеда Хуршилова и Михаила Чистякова. Их ставили режиссеры Султан Дадашев и Сервер Джетере. Очень тепло встретили московские зрители и театральные критики эти спектакли. Об этих спектаклях были опубликованы лестные отзывы в столичной печати, в том числе и в журнале «Театр». Известный театральный критик Ю. Рыбаков о лезгинских спектаклях писал: «Лезгинский драматический театр имени Сулеймана Стальского показал на декаде два спектакля – «Ашуг Саид» Т. Хрюгского и К. Меджидова и «Сулак – свидетель» М. Хуршилова и М. Чистякова.
Эти два спектакля свидетельствуют о силе театра и о том, что театр находится сейчас где-то близко к моменту, когда и для него станет необходимой серьезная забота о развитии традиций, о новом пути.
«Ашуг Саид» – традиционная в сюжете и в своей поэтике драма, в основе которой лежит исторический факт ослепления коварным и жестоким ханом Мурсалом ашуга Саида Кочхюрского. Как и многие исторические факты, он давно уже стал легендой, сюжетом поэтического народного творчества.
Это цельный и интересный спектакль, в котором счастливо совпали драматургия, актеры и режиссер. Это спектакль-песня, не только по своей законченности, но и внутреннему строю. Здесь бытовая точность, правдивое воспроизведение жизни горцев ничуть не противоречат обобщенности характеров, ничуть не мешают драматически сгущать атмосферу событий.
…«Сулак – свидетель» – спектакль, над которым молодежная группа театра начала работу еще в стенах московского театрального института: работа продолжалась все эти годы и получила свое завершение в декадном спектакле, поставленном режиссером С. Дадашевым»15.
После декады многие актеры и актрисы были награждены почетными званиями и государственными наградами России.
В истории Лезгинского театра особенно плодотворно были годы, когда его возглавлял заслуженный артист Российской Федерации режиссер Багиш Айдаев (1932-1979). Деятельность Багиша Айдаева для Лезгинского театра имела громадное значение. Он тоже был из знаменитого лезгинского выпуска ГИТИСа 1955 года. Вначале был актером. Затем работал директором театра. Поехал в Москву учиться на режиссерских курсах. В 1961 году поставил свой первый спектакль после окончания режиссерских курсов. Работал до 1979 года, до своей кончины. Ему было тогда 49 лет.
За очень короткий срок он смог создать для театра интересный и разносторонний репертуар, включающий и классические, и современные – отечественные и зарубежные – спектакли. Особое, чуткое отношение было к национальной драматургии.
В эти годы в репертуаре Лезгинского театра большое место заняли пьесы из мировой и русской классики, такие, как «Скупой» и «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Женитьба» Н. Гоголя, «Намус» А. Ширванзаде, «Ашуг Гариб» З. Гаджибекова и другие. В театре собрались очень одаренные актеры с высшим образованием, окончившие театральные вузы в Москве, Баку и Ереване. В то время театр завоевал большой авторитет и уважение среди лезгинских зрителей.
Багиш Айдаев был замечательным организатором. Многие молодые люди благодаря ему пришли в театр. В 1960 году, будучи директором театра, он подобрал и направил в Бакинский театральный институт группу для учебы на театральном факультете. Среди них были: Ризабала Агабалаев, Айдунбег Камилов, Габибулла Мансуров, Мехди Джамалдинов, Периханум Закарьяева, Абуталиб и Гасанхан Гаджибалаевы, Ася Алиева, Зарифа Вагабова, Сара Мирзоева, Эльза Ризаханова, Муминат Гаджибалаева, Наида Халикова и другие. Они учились у народного артиста СССР, доктора искусствоведения, профессора Мехди Мамедова. От той группы сегодня остались в театре двое – Эдуард Багишев и Шихабдуллах Закарьяев.
В 1968 году Б. Айдаев опять организовал студию будущих актеров Лезгинского театра в Азербайджанском государственном институте искусств имени М.А. Алиева.
Тогда учились Мирзабек Мирзабеков, Басира Ибрагимова, Кемале Газарова, Курбан Пирвелиев, Агалар Курбанов, Агахан Агаханов и др. В третий раз он послал молодых учиться на актеров в Грузинский театральный институт. Та группа вернулась уже после смерти Б. Айдаева. В Тбилиси учились Зарифа Кухмазова, Минаят Саидова, Кевсер Назаралиева, Раисат Чубанова, Ярахмед Ярахмедов, Шафудин Саруев, Пирмет Байрамов, Айдунбек Мирзеханов и другие. Багиш Айдаев умел привлекать таланты, давал простор их развитию.
При Багише Айдаеве учился на режиссерском факультете Ереванского театрального института Амруллах Гаджиназаров (1942-2010). В 1964 году он поставил первый свой спектакль по пьесе казахского драматурга Габита Мусрепова (1914-1980) «Поэма о любви». Работал в театре до начала семидесятых, всего поставил девять спектаклей. Это были замечательные постановки, как по выбранным произведениям, так и по режиссуре. Играли в них талантливые актеры. К сожалению, он долго не мог работать в театре. Из-за болезни был вынужден уйти из театра. И тогда Б. Айдаев послал учиться на режиссера М.¬-Г. Рамазанова. Магомед-¬Ганифа Рамазанов (1941-1990) тоже был очень талантливым, эрудированным режиссером. Им поставлены на сцене Лезгинского театра прекрасные спектакли на высоком профессиональном уровне. Над некоторыми спектаклями Б. Айдаев и М.-Г. Рамазанов работали совместно.
После смерти Б. Айдаева Лезгинский театр пережил глубокий кризис.
В 1997 году театр получил нынешнее название – Лезгинский Государственный музыкально-драматический театр имени С. Стальского.
В настоящее время Лезгинский театр, несмотря на трудности времени рыночной экономики, старается продолжать славные традиции великих предшественников, как Идрис Шамхалов, Сефербек Агабалаев, Багиш Айдаев, Эмрулла Гаджиназаров и других. На сцене театра стараются ставить произведения и местной, и русской, и зарубежной драматургии. Как и в других театрах Дагестана, здесь тоже имеются свои недостатки и проблемы. Актерский состав в основном старшего возраста. Молодежь актерскую и режиссерскую профессию не считают престижным. Неохотно выбирают актерскую работу. Все эти проблемы, конечно, сильно мешают процессу развития театра. Мы надеемся, что в скором времени решатся эти проблемы, и Лезгинский театр вновь вернется на те вершины, которые он покорял в 60-70-е годы прошлого века под руководством заслуженного артиста РСФСР Б. Айдаева.
Азиз Мирзабеков,
кандидат филологических наук