Одним из наиболее ярких явлений в истории Лезгинского театра является творчество народного артиста Дагестана Кумбая Рамазанова. Актер отличался неповторимым своеобразием актерской манеры, широтой и смелостью творческих устремлений. После ЭмиркулиЭмирджанова и Сабира Гаджиева, вклад К. Рамазановакак комического актера в лезгинском сценическом искусстве огромен.
КУМБАЙ РАМАЗАНОВ
(1912-1995)
Жизненный путь
Рамазанов Кумбай Фаталиевич родился 1 мая 1912 года (по некоторым источникам 18 апреля 1912 года1) в селении Хан-уба Кубинского уезда. Будучи еще учеником сельской школы, он проявлял большой интерес к театральному искусству. После завершения школы он поступал в Бакинский театральный техникум, где учился у талантливых педагогов. Среди них были выдающийся азербайджанский актер иранского происхождения Мирсейфеддин Кирманшахлы (1892-1933)и известный режиссер и актер, народный артист Азербайджана профессор Александр Александрович Туганов (1871–1960).
В 1932году, окончив театральный техникум, К. Рамазанов сначала работал в азербайджанских театрах, а с 1936 года поступил на работу в Лезгинский театр.
В первые же дни Великой Отечественной войны К. Рамазанов добровольно ушел на фронт. После окончания войны продолжал работать в театре.
В 1960 году в декаде искусства и литературы Дагестана в Москве он исполнил роль шута Кудуца в спектакле «Ашуг Саид», удостоился звания народный артист ДАССР.
Кумбай Рамазанов скончался 13 августа 1995года на 83 году жизни. Похоронен в родном селении Хан-убаХачмасского района ст. Ялама.
Актерские работы
Работая рядом с выдающимися актерами и режиссерами театра Идрисом Шамхаловым, Сефербеком Агабалаевым, Эмиркули Эмирджано- вым, Сабиром Гаджиевым, набирая у старших товарищей опыта, Кумбай Рамазанов стал одним из лучших актеров и занял достойное место в ряду мастеров национальной сцены. С неповторимым мастерством он играл в ряде спектаклей по произведениям Джафара Джабарлы, Узеира Гаджибекова, Кияса Меджидова, Карло Гольдони, Жана-Батиста Мольера и других. Его роли всегда отличались искренностью и высокой гражданской позицией. Создавал он и лирические образы обаятельных простых людей (Бабакиши в «Севиле» Дж. Джабарлы, Варис в «Цветке России» К. Меджидова), и остро характерные, обличительные образы (Кулушбекв «Развлекателей сердец» М. С. Ордубады, Балаш в «Севиле» Дж. Джабарлы, Дурсунв «Дурне» С. Рустама, Ованес в «Сулаке-свидетеле» М. Хуршилова и М. Чистякова).
Однако прежде всего К. Рамазанов оставался великолепным комическим актером. В числе лучших ролей К. Рамазанова были шут Кудуцв «Ашуге Саиде» Т.Хрюгского и К. Меджидова, Скапенв «ПлутняхСкапена» Ж. Б. Мольера, Таймурв «Казимагомеде» З.Эфендиева и К. Меджидова, Ахов в «Не все коту масленица» А. Н. Островского, Вурм в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, профессор Кратков в «Сто миллионов» В. Н. Собко и Б. А. Балабана и другие. Актер создал галерею разнохарактерных, жизненных, правдивых образов и внес большой вклад в театральный мир лезгин.
Образ Степана
В 1954 году в Лезгинском театре режиссер Ф. Балашова осуществила постановку пьесы украинских драматургов В. Собко и Б. Балабана «Сто миллионов». К. Рамазанов играл в ней роль Степана. Своей жизненностью образ привлекал внимание и зрителей и театроведов. «Матерый сибирский кулак Степан встает перед зрителем на сцене в исполнении способного артиста К. Рамазанова» – писалиоб этом образе С. Говоров и Г. Абдуллаев2.
Образ Рагимджана
В том же году Ф.Балашова поставила на сцене театра и комедию узбекского драматурга Абдуллы Каххара «Шелково сюзане», посвященная освоению целинных земель. В ней автор занимательно рассказывал о делах и помыслах жителей одного узбекского кишлака. Пьеса шла на сценах разных советских республик, много лет украшала репертуар прославленного московского Театра имени Моссовета, что уже само по себе свидетельствует о высоком уровне произведения.
В спектакле «Щелково сюзане» К. Рамазанов исполнял роль Рагимджана. Создавая этот образ, актер продемонстрировал весь свой наработанный на сцене опыт, все свое мастерство. «Правдив в спектакле, по отзывам печати, добродушный и деятельный Рахимджан в исполнении артиста К. Рамазанова…»3 – писали о нем известные театроведы.
Образ шута Кудуца
В 1957 году режиссер С.Джетерепредставил на суд зрителей на сцене Лезгинского театра «Ашуга Саид» Т. Хурюгского и К. Меджидова. В этом спектакле роль ханского шута Кудуца исполнял К. Рамазанов. Являясь по своей природе комическим актером, он исполнил свою роль прекрасно. Театроведы писали: «Интересный образ шута был создан заслуженным артистом ДАССР К. Рамазановым. Шуту отведена в пьесе двойственная роль. Потешая и развлекая хана, он в то же время ненавидит его, не меньше, чем Ашуг Саид. Хитроумными проделками удается ему спасти от гнева хана многих аульчан, помочь убежать из гарема невесте Саида Дильбер. Артист К. Рамазанов находит много выразительных штрихов для обрисовки этого самобытного образа. Полного перевоплощения артист достигает в последнем акте, когда он, сбросив свои клоунские доспехи и маску, вместе с народом идет на штурм ханских твердынь»4
К. Рамазанов всегда работал с душевным подъемом. Он относился к тому типу актеров, которым создание образа давался легко, без особых усилий. Ему были чужды стереотипы и штампы. Он сумел подняться до вершин актерского мастерства.
Режиссерские работы
К. Рамазанов оставил свой след в истории Лезгинского театра и как режиссер. С первых дней поступления на работу ему поручили также и постановку спектаклей. До войны поставил нескольких пьес:«Намус» А. Ширванзаде, «1905 год» Дж. Джабарлы, «Падь серебряная» Н. Погодина, «Хаят» М. Ибрагимова, «Ходжа Насреддин» Соколовского, «Невеста Огня» Дж. Джабарлы и другие.
* * *
Созданные К. Рамазановым образы никого не оставлял равнодушным, осуществленные им на сцене постановки также будоражили умы. Будучи человеком деятельным, активным, он приобрел всенародною славу.
Говорят, что человек живет в своих добрых делах, а мастер – в своем высоком искусстве. К. Рамазанов живет в образах, созданных им на сцене,и в постановках, осуществлённых им в родном театре.
ЗУХРА–БАНИ РАМАЗАНОВА
(1922–1976)
Однажды при беседе о Лезгинском театре, наш выдающийся актер АбдурашидМахсудов сказал: «В своей творческой жизни в Лезгинском театре я работал бок о бок со многими актрисами, был партнером многих из них на сцене. В моей памяти остались как великолепные актрисы трое: Зухра Рамазанова, Ася Исрафилова и Басира Ибрагимова». Действительно, эти актрисы были настоящими мастерами сцены. Они сыграли огромную роль в развитии лезгинского театрального искусства. Одна из них – заслуженная артистка Дагестана Зухра Рамазанова – была супругой выдающегося комического актера Кумбая Рамазанова. Начиная с 1939 года и до конца жизни, она вместе со своим супругом работала в Лезгинском театре и создала десятками интересных образов.
* * *
Рамазанова Зухра-Бани Джумалиевна родилась 1 июля 1922 года в селении Хан-оба Кубинского уезда. После окончания семилетней школы начала работать в сельской артели. В 1939 году вышла замуж за Кумбая Рамазанова и с того года стала работать в Лезгинском театре.
В 1960 году участвовала в декаде дагестанского искусства и литературы в Москве, исполняла роль Хатая в спектакле «Ашуг Саид», была награждена орденом «Знак почета».
З. Рамазанова прожила недолгую, но яркую жизнь, внес большой вклад в театральное искусство лезгин. Служение искусству было призванием этой смелой и талантливой актрисы. Каждый свой выход на сцену она почитала за счастье. Больше тридцати лет работала она на сцене Лезгинского театра, исполнила десятки ролей. Среди образов, созданных ею, есть и драматические и комедийные. Какие бы образы она ни создавала, всегда завоевала симпатии зрителей. Среди созданных образов ею можно назвать Софьюв спектакле «Мать» (Ш. Роква), Гиацинтув «Проделках Скапене» (Мольер), Хатай в «Ашуге Саиде» (Т. Хрюгский и К. Меджидов), Ажай в «Цветке России» (К. Меджидов), знахарку Маргузару в «Фундух-беке» (Ш.-Э. Мурадов и А. Раджабов), Нису в «Дурне» (С. Рустама), Стёфу в «Сто миллионов» (В. Собко и Б. Балабан), Суну в «Ашуге Саиде» (Т. Хрюгский и К. Меджидов), Замират в «Похождении Мурата» (М. Цаликов) и другие.
З. Рамазанова умерла 3 июня 1976 года в Дербенте на 54 году жизни. Похоронена в родном селении Хан-уба.
Азиз МИРЗАБЕКОВ,
кандидат филологических наук