Мифология возникла как отражение сознанием человека непознанных феноменов природы. Истоки большинства национальных литератур и многих литературных течений берут начало именно в древних мифологиях, вбиравших в себя немалый социальный, познавательный и исторический опыт народов, живших в эпохи, когда ни литературы, ни науки, как таковых, не существовало. Тогда происходило и развитие архетипов в образы, составляющие элементы этнических культур. Именно поэтому мифологические тексты, содержат реальные сведения и свидетельства, выявление которых является одной из интереснейших научных задач. Не случайно, новое миропонимание, новый тип эстетического мышления в ХХ веке определяют появление нового жанра в лезгинской литературе – мифологического романа. Роман «Миф» Ф. Бадалова (литературный псевдоним Фейруз Беделахтул), по мнению исследователей, является первым мифологическим романом не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе. Надо отметить, и то, что это произведение первый роман изданный в Азербайджане на лезгинском языке.
Желание изучить особенности исторического прошлого, специфику формирования его ментальной характеристики, вспомнить и возродить культурные и морально-этические ценности, нравственный кодекс своего народа являются объективным и вполне объяснимым процессом не только литературы, но и современного мышления в целом. Использованный автором в произведении мифологический мотив приобретает новые черты и значения, поскольку авторское мышление накладывается на мифопоэтическое, рождая, по сути, новый миф. И в этой разнице между первичным и авторским мифом заключается задуманный писателем смысл, подтекст, ради которого и использована форма мифа.
Мифологический роман «Миф» является своеобразной летописью духовной эволюции культуры, формирования нравственных ценностей лезгинского народа за многие века. Различные мифы, сказки и сказания о Верховном боге Рагъе (Солнца), боге справедливости Алпане, двуликом боге Варзе (Луна), боге дождя Гудуле, богине красоты Яргъи Руш, покровительнице семьи и материнства Арчан, боге урожая Тарласе и по сегодняшний день бытуют в горных поселениях Ахтынского, Курахского, Кусарского районов.
Ф. Бадалов, являясь авторитетным ученым — исследователем лезгинского культурно-исторического наследия, отмечает, что огромную роль в формировании духовной культуры лезгиноязычных народов сыграло влияние древнейшего мифологического мышления, возникшего в эпоху язычества у этносов Кавказской Албании, а затем обогатившийся в контакте с религиозными системами Передней Азии, Ближнего Востока. Религиозно-мифологический мир народа базируется на представлении о существовании высшей силы – Первотворца. У лезгин эта сила называется Кьуд нав алай ван (Четырехцветный голос). Согласно мифологическим текстам лезгин, по вертикали лезгинский мифологический мир состоит из трех частей: а) небесный мир – обиталище богов и духов; б) наземный мир – мир людей, животных и растений; в) подземный мир – состоит из семи сфер и делится на две части: Царство мертвых и Царство сил зла. Управляет Царством мертвых бог смерти Ардавул. Во главе злых богов и демонов стоит божество Сед.
Согласно антропогоническим представлениям лезгин, люди были созданы Первотворцом. Первый человек, сотворенный на Земле был Кас (не случайно, мифологическим самоназванием народа является «ксар» или «касар»). В романе «Миф» действие происходит во время языческого этапа духовного развития. Автором создается целостная картина нравственно-философских и политических взглядов, религиозных верований и быта лезгин. К сожалению, данное произведение на сегодняшний день еще не переведено на русский язык, в связи с чем, считаем нужным привести краткое содержание романа. В романе описываются события, происходившие еще до нашей эры. Богиня красоты Яргъи руш влюбляется в смертного парня Ирриса, забирает его в мир богов и духов и не отпускает его за несколько тысяч лет. Иррис тоскует по дому, по людям, и Алпан — бог справедливости, освобождает его. Но, вернувшись на землю, Иррис обнаруживает, что за прошедшее время жизнь на земле, а особенно люди, неузнаваемо изменились. После тщетных попыток прижиться и принять нынешние условия жизни в человеческом сообществе, Иррис умирает, а его дух возрождается в теле новорожденного ребенка. Когда ребенок подрастает, то его душа начинает ему рассказывает о событиях, происшедших на земле в доисторический период, включая и последующие тысячелетия, прошедшие до н.э. События древности вновь повторяются, и Иррис становится не просто наблюдателем, а главным героем, соучастником их. В разных главах романа главный герой Иррис выступает в ролях жреца, мудреца, полководца, хранителя древних знаний, духовных ценностей, обычаев, обрядов.
Во второй главе романа «Счастливые люди древности» описывается кодекс чести лезгина – Каса. Верховный бог Рагъ по поручению Великого духа соединил души и тела первого поколения людей и приказал богу справедливости Алпану довести до их сведения свои запреты (табу):
– Гъуцарилай аси жемир! – Не перечь богам! Те, кто перечит богам, вредят сами себе!
– Жуван успи рекьимир! – Не убивай свой дух (душу)! Тело без духа (души) подобно слепому глазу.
– Садазни лукI жемир! – Никого не делай себе рабом и сам рабом не становись!
– Гьахъдилай элкъвемир! – Держись за правду!
– ЧIал чIатIунихъ маса гумир! – Не меняй язык на еду!
– Масадан къулал яд иличмир! – Не туши чужой очаг, чтобы твой собственный не потушили.
– Хайи чилиз Ватан лагь! – Называй родиной родную землю! Человек, не признающий Родину, уподобляется хитрецу, отрицающему своего отца.
В этой главе также рассказывается о появлении первой семьи, первого очага, о постройке первого дома, о появлении брачного обряда, принятого в лезгинском обществе. В третьей главе «Кускафтар» рассказывается о появлении на земле представителей злых сил, о предательстве человеком интересов своей общины и его превращении в представителя злых сил. Четвертая глава повествует о нападении римского полководца Помпея на Кавказскую Албанию в 65-66 годы до нашей эры, борьба албанцев против завоевателя во главе с Иррисом, главным героем романа. В пятой главе («Амазонки») описан образ жизни женщин-воительниц, о воспитании, о нравах, о быте, о военных подвигах амазонок – представителей лезгиноязычных народов. Описан праздник любви, существовавших у древних амазонок, а также праздник цветов, каждый год отмечаемый у лезгин. В шестой главе автором через раздумья героев осмысляется религиозно-мифологическая философия лезгинского язычества. В седьмой главе рассказывается о проведении лезгинских народных обрядов вызывании дождя и солнца, причем они, как указывает сам автор, даны в том виде, в каком они проводились еще в 50-60-гг. ХХ века в селениях Кусарского района Азербайджанской Республики. В данном контексте роман является этнографическим, поскольку в нем широко представлен этнографи- ческий материал. Восьмая глава «Бугада» (Бугада — незрелый, неполноценный представитель мужского пола, в теле который находится злой дух) повествует о человеческих слабостях и низких поступках, о поведении душевнобольных членов общины и об отношении им общинников в древнем обществе. В девятой главе рассказывается о борьбе албанцев-лезгин, против иранских завоевателей. В сюжет включены и фольклорные рассказы. В следующей главе («Вечер вызывания духов») рассказывается о языческом обряде лезгин, связанный с вызыванием духов предков, существовавший в древности. Одиннадцатая глава пересказывает один из мифов о появлении священной горы Шалбуз (гора Эрен). Двенадцатая глава посвяшена к мифологическому образу невидимого злого демона Хварцу. Главы 13-14 освещают взаимоотношения внутри общины, формы коллективной взаимопомощи у лезгин. В пятнадцатой главе («Души-бунтари») описывается, как люди отвергает божьи законы. В итоге душам-бунтарям разрешили продолжение жизни на земле, и было принято решение: если душа безвинно погибшего горит желанием отомстить врагу, разрешить ей на время в обличии орла вернуться на землю. Видимо, частое обращение и фольклорных произведений, и современных писателей к образу орла хранят отголоски поверий в то, что орлиные души когда – то были человеческими.
В эпилоге рассказывается о том, что душа Ирриса опять возвращается в небесный мир.
Произведение основано на лезгинской мифологии, исследователем которой и является автор романа. Существует два мира – мир богов и мир людей. Мир людей управляется богами, но они не считают нужным вмешиваться в каждый частный случай, предоставляя людям поступать по своему усмотрению. Задача богов – контроль природных и общественных изменений, соблюдения общих законов бытия.
Человеческий мир пока не затронут тлетворным влиянием феодального неравенства и несправедливости. Люди сохранили веру в торжество справедливости и правды, борются за право на личную свободу и право выбора.
В мире людей, что примечательно, нет единовластного правителя. Его заменяют две крупные общественно – политические фигуры – Верховный полководец и Верховный жрец. Первый ответственен за защиту границы страны от внешних врагов, второй заботится о духовной стороне общественного бытия, соблюдение морально – нравственных норм. В романе дается необычная мифологическая трактовка таких вечных вопросов и проблем бытия, как смысл жизни, сущность любви и ненависти, жизни и смерти и т.д. Автор проводит мысль о том, что, несмотря на многовековую историю человеческой цивилизации, внутренний мир человека в сущности своей не претерпел каких-либо значительных изменений. Человеческая природа основывается практически на тех же инстинктах, что и многие тысячелетия назад.
Автор воссоздает на страницах романа наиболее полную картину национального быта и уникального духовного опыта родного народа, включая в него часть культурного поля далекого исторического прошлого. Что касается авторских пространственно-временных построений, то очевидно изображение человека в различных взаимоотношениях с другими внутри своеобразной «сферы» или «пирамиды» — социума. Пространственно-временная картина романа «Миф» в основе своей имеет равную ценность природной и социальной среды. Писатель предпринимает попытку осмыслить и преподнести читателю разноплановое образное понятие времени, которое предстает как пространство событий разной длительности. Духовный мир личности показан как познаваемый, но не доступный окончательному познанию вселенной. Мир природы представлен не в качестве «фона» для действий персонажей, а как самостоятельно функционирующий «организм», по отношению к которому человек (кас) занимает подчиненное положение.
По своей композиционной структуре роман «Миф» Ф.Бадалова представляет собой своеобразную онтологическую модель мира, воображаемую древними лезгинами как картину мироздания через призму своего этнического восприятия. В романе создано единое художественное пространство, объединившее десяток мифологических международных «бродячих сюжетов», сюжетных мотивов, а также самобытных мифов, несомненно, созданными в местной традиции, и отображает древнейшие пласты мышления лезгинского этноса. В то же время, талантливый прозаик сумел композиционно построить роман так, чтобы в нем доминировали самобытные сюжеты древних мифов, преданий и легенд лезгин: как «люди выросли из земли», но «души обрели божественное происхождение», как родился Шарвили – «сын бога Алпана», «царь синих высот», «создатель армии богатырей», как появился на Земле злой одноглазый демон Кускафтар, как создали первую семью Тарлац и Арчан, как возникли топонимические сюжеты о возникновении горы Эрен и священного комплекса Эрен, горных родников от погибших девушек-воительниц- амазонок и т.д.
Особую моралистическую нагрузку в романе носят мифы «о громовержце, сотворенном Великим духом как гарант справедливости на Земле и небе» и «исповедь лезгина в языческом храме перед богом Рагъ», в которой отражены запреты для человека и нравственные ориентиры для будущих поколений, вполне созвучные с современными общечеловеческими ценностями.
В рамках данной статьи не представляется возможным охватить особенности композиции и поэтики романа, но бесспорно, что это произведение должно стать объектом специального иследования как новаторского явления в лезгинской литературе.
Людмила Джавадова,
кандидат филологических наук