На территории Южного Дагестана находятся гора «Эрен» (официальное название горы «Шалбуздаг»), святилище «Эрен» (вариант: «Эренлар»), гидроним «Нерен» (официальное название реки «Рубас»), урбоним «Нарын кала». На первый взгляд эти слова не имеют ничего общего между собой кроме созвучия. Но, мы не исключаем, что это созвучие базируется на собственном имени «Эрен» («Нерен»). Как известно, в пантеоне языческих божеств коренных народов Южного Дагестана существует теоним Нерен (Эрен) — имя бога морей, рек1. По нашему мнению, на основе всех выше перечисленных слов, в том числе и в названии Дербентской крепости, зафиксирован теоним Нерен (Эрен).
Общеизвестно, что величайший оборонительный комплекс в Каспийском (Дербентском) проходе имел такое важное значение для южных империй, что в его постройке были заинтересованы даже исторические враги – сасанидские шахи и византийские императоры, веками воевавшие между собой за господство над странами Кавказа. Поэтому Византия, по особому договору, заключенному между ней и Персией в 422 году, частично финансировала стройку Дербентской крепости и оборонительной стены. Не случайно, у армянского автора Гевонда сказано, что «Дербент был построен при Иездигерде II, византийским императором».2 На Кавказе не было в древности и нет сейчас более могущественных крепостных стен, чем в Дербенте. Не без основания, эти стены назывались «плотиной для удержания человеческих волн».3 Могущественная «плотина», прикрывающая все пространство между морем и горами, оказала на пришедших сюда завоевателей такое сильное впечатление, что персы, монголы, тюрки и др. на своих языках эти стены называли словами, имеющими идентичное значение: «железные ворота» (в письменных источниках их зафиксировано более двадцати).
Если согласиться с тем, что Дербентская крепость изначально была названа «Нарын кала», то возникает естественный вопрос: «Почему такой величественный оборонительный комплекс назван «Нарын кала», т.е. «мелкий4 замок»? Это название никак не соответствует не только огром- ным размерам, но и историческому значению этого величественного комплекса. Причина этого несоответствия, вероятно, кроется в исторической ошибке: официально зафиксирован искаженный вариант названия крепости. Дело в том, что в «железных воротах» — Каспийском проходе всегда стояли солдаты (чаще завоевателей). В течение прошедших с постройки крепости более полутора тысячи лет этнический состав города – оборонительного комплекса менялся много раз: завоеватели сменяли друг друга – персы, хазары, арабы, сельджуки, монголы, туркмены и т.д. В результате произошло то, что происходит с названиями: непонятный завоевателям урбоним «Нерен», постепенно, путем народной этимологии заменен его искаженным, но понятным для пришлого населения словом «Нарын». Эта гипотеза, по нашему мнению, имеет право на существование.
1 Бадалов Ф.А. Астаральная религия лезгин: космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств // РАН, М., 2006. С. 189-197.
2 История халифов вардапета Гевонда (на древнеарм. языке). СПб., 1887. гл. XII. Цитата из кн.: Мамедов Т.М. Кавказская Албания. Баку, 1993. С. 70.
3 Щеблыкин И.П. Памятники азербайджанского зодчества эпохи Низами. Баку, 1947. С. 8.
4 См.: Русско-азербайджанский словарь // Баку, 1975. С. 67-68.
Бадалов Фейруз Абумуслимович,
кандидат исторических наук (Дагестанский Государственный Технический Университет)