Как известно, что почти у всех публицистов пишущих на лезгинском языке для написания терминов из области изобразительного искусства появляются проблемы. Суть этой проблемы заключается в том, как обозначить (назвать) на лезгинском языке широкий спектр необходимых слов-терминов принятых и широко распространенных на языках наиболее выдвинувшихся в цивилизации (в наше время) народов, особенно языки тех народов, которые принято называть международными. Мнения наших публицистов, да и вообще в речах у всех лезгин сильно расходятся. Да это и так понятно и не удивительно. Ведь закон жизни указывает — сколько вложишь столько и получишь! Вся область изобразительного искусства у нас, к сожалению, находится на задворках, в последних рядах. Разве что, утешение — у соседних народов такое же положение.
А жаль! Ведь все нынешние и прошлые цивилизованные народы как раз отличались высокой степенью развития изобразительного искусства с соответствующим выбором обозначений и терминов его аспектов и атрибутов. Вспомним о наших цивилизаторах Европы с их цветущей солнечной Минойской культурой (см: лезги-лазги-пелазги). Благодарные греки, пришедшие на смену пелазгам и поныне называют себя Hellezi т.е. по лезгински -» лезгийрин хел» (т.е. «часть лезгин»). Одних только названий разных видов керамических изделий у них было 25. Почти все эти названия были формированы на корнях-слов лезгинского языка. Эти керамические изделия 2-3 тыс летней давности и сейчас являются непревзойденными, как украшающие лучшие музеи мира.
Другой пример: сегодня самым большим вкладом из взносов в экономику Египта является вклад от прибыли туристов желающих увидеть произведения искусства и архитектуры древних египтян, которых уже нет со времен А.Македонского. Это разве не является показателем достоинства и как народа египтян, так и его культуры!
А как мы ценим изобразительное искусство? Как относятся к изобразительному искусству руководство и руководящие кадры нашего народа? Подумайте! Сколько забот, внимания и затрат делают они на наше изобразительное искусство! Мы, можно сказать, топчем как наше изобразительное искусство, так и его творцов и заодно превращаем в кашу словесные обозначения разнообразных видов и жанров изоискусства.
Я как художник и как устремлено занимающийся уже более 15 лет лингвистикой и ее законами, когда не только каждый слог и каждая буква имеет определяющее значение, предлагаю для обсуждения нижеследующий вариант обозначений (терминов) в изоискусстве. Эти слова почти все известные, но главное, это их надо соотнести лингвистически грамотно выбирая верно по каждому разделу.
На русский На лезгинский
1. ХУДОЖНИК (творец, создатель) — РАСИМ (см. лезг яз «рас»- творить,
создавать; «им» -это, данная вещь).
2. ЖИВОПИСЬ (живописец) — РАНГВАРИ
ранголи (хинди) — цветное украшение,
варна (санскр.) — живопись
3. КРАСКИ (цвета) — РАНГАР
4. СКУЛЬПТОР (скульптура) — КIАЛУБДАР (устад — даритель красивой
формы)
5. ФОРМА — КIАЛУБ
6. КАРТИНА — ШИКИЛ
7. ИСКУССТВО — харусенЯт
8. ОРНАМЕНТ — НАХИШ
9. ОФОРМИТЕЛЬ — ЧIУГВАР
(оформляет стену — чIугурзава цал)
10. УКРАШЕНИЕ — АКУНАР
11. КРАСОТА — АЯР,
12. ВНЕШНИЙ ВИД — АКУНАР
13. ПОРТРЕТ (портретист) — СУЬРЕТ
14. ИЗОБРАЖАТЬ КАРТИНУ — ШИКИЛ ЧIУГУН (шикилда къалурун)
15. СОЗДАВАТЬ (в духовном мире) — РАСУН
16. СОЗДАВАТЬ (в материальном мире) — ТУЬКУЬРУН
17. СХОДСТВО — УХШАР
18. ИЗОБРАЖАТЬ ПОРТРЕТ — СУЬРЕТ ЧIУГУН
19. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ — СИФТЕНИ СИФТЕ АКЪУДАЙДИ
20. КАРАНДАШ — ГЕЛЕМ (см.лезг.яз. «гел»-линия, штрих
«келем»- капуста
21. КАЛЛИГРАФ — ХАТIАРГЕЛИМ
— «хатI» -письмо, буквы
— «гел» — линия, цIар, штрих
— «им» — это , данный вещь
22. КЕРАМИКА — КЕРАМИКА (см. лезг.яз. «кыр»- посуда
«ма +къа» — как подходящее)
см. лезг.яз. «кыр+тир» — кратер
23. ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ (см. лезг.яз. «гьар-даз»-
-каждой части, «ма» -вот, бери, соотнести
24. ГРАФИКА — ГРАФИКА (см. лезгяз. «кIар» (кIра)-па-
лочка, отделение, линия
«фи» — последовать движение; т.е че-
редование палочек, штрихов, линий.
Конечно это не окончательный выбор названий, ибо пока отсутствуют многие термины:-«образ», «калорит», «мажорное», «монументальное» и т.п. Надо более смело усовершенствовать и расширять палитру терминов изобразительного искусства.
Д.ВЕЛИБЕКОВ